МРО "Церковь Сурб Аствацацин" (Большие Салы)

Описание

МРО "Церковь Сурб Аствацацин" с. Большие Салы Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" с. Большие Салы Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Дата основания: 03.05.2001 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви - Бабаян Вачаган Виликович Адрес: 346816, Ростовская область, Мясниковский район, село Большие Салы Телефон/Факс: +7 (928) 759-74-91 История МРО "Церковь Сурб Аствацацин" окормляет Церковь Сурб Аствацацин. Учредители Чебанян Афанасий Крикорович Чобанян Хугас Гаврилович Чумаян Сурен Асватурович Хочкарян Хунгланос Рубенович Бугаян Антраник Габриелович Чумаян Александр Александрович Хазизян Мариам Карапетовна Нор-Аревян Карапет Егияевич Ерганян Дзерон Хачахпарович Магдесян Тамара Тиграновна

Город:

не выбрано

Адрес:

346816, Ростовская область, Мясниковский район, село Большие Салы

Телефон:

+7 (928) 759-74-91

Другие
Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн

Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при ААЦ Св. Воскресения Руководитель при регистрации: Тер Тиран (Авагян) Адрес: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 18 История При Духовно-просветительском центре "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн действует Танцевальный ансамбль "Звартноц".

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Саркис (Феодосия)

Церковь Сурб Саркис (Армянская церковь Сергия) в Феодосии **История** * Принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Считается старейшим армянским храмом Феодосии. * **Строительство:** 1330 год. * **Средние века (XIV-XVI вв.):** Центр армянской культуры и образования. Действовал один из крупнейших армянских скрипториев. Творчество известных художников, философов, поэтов и историков (Симеон Бабердеци, Степанос Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц). Рукописи скриптория хранятся в библиотеках Парижа, Иерусалима, Вены и Матенадаране. * **XIX-XXI вв.:** С 1811 года в церкви хранились каменные плиты для Феодосийского музея древностей. В 1888 году пострадала от пожара, восстановлена на средства И. К. Айвазовского, который также расписал церковь. Крещение, венчание и погребение Айвазовского в этом храме. По завещанию Айвазовский оставил церкви и школе 50 000 рублей. Реставрации в 1965-1970 гг. и с конца 1980-х гг. Подтопление храма в 1970-х гг. привело к утрате фресок. **Архитектура** * Сложный внутренний план из-за многочисленных перестроек. Прямоугольная центральная часть с тремя полукруглыми абсидами, алтарь на востоке. Притвор с запада. Северное помещение из двух частей. Своды полукруглые и нервюрные. Стены из больших блоков известняка с вмурованными хачкарами. Двухскатная черепичная крыша. Вход украшен григорианскими крестами и памятной плитой о восстановлении после пожара. Старинные ореховые двери хранятся в Эрмитаже и Феодосийском музее. **Интерьер** * Фрески утрачены из-за подтопления. Сохранилась крестильная купель с каменной резьбой. Звонница XV века в армяно-малоазиатском стиле, встроенная в сохранившуюся часть портала. **Кладбище** * Погребение представителей армянской общины. Надгробие Никогайоса Цахкарара. Могила и памятник И. К. Айвазовского (1903). Склеп жены Айвазовского (1944). **Изображения** * Звонница. * Могила Айвазовского. * Хачкары. **Библиография** * Христианские храмы Большой Феодосии - Церковь св. Сергия, могила И. К. Айвазовского. * Вірменські храми Феодосії. * Крымский архитектурный портал.

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.

Ростов-на-Дону

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира