Церковь Сурб Амбарцум (Чалтырь) Церковь Святого Вознесения Սուրբ Հարություն եկեղեցիДата основания: 1860 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви - Тер-Тадеос (Лусеген Гайбарян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б Телефон/Факс: +7(863) 492-23-45, +7(928) 919-11-30, +7(863) 492-15-77 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 СМИ 4 Изображения 4.1 Газета "Ани", издаваемая при церкви 4.2 Видео 4.3 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь действует при МРО "Сурб Амбарцум". Церковь Сурб Амбарцум села Чалтырь была основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года. Первым делом переселенцы основали церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения). Церковь была каменная, а колокольня церкви – деревянная. В 1860 году колокольня отделилась от стены и накренилась. Казалось, она вот-вот рухнет. Для этого был выполнен акт осмотра состояния церкви архитектором города Ново-Нахичевань тех лет. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви, которой принадлежали, с просьбой разрешить построить новую церковь, поскольку старая полностью обветшала: на стенах образовались трещины, и опасно было проводить богослужение. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 3 февраля 1863 года было приказано создать две подшитые и пронумерованные книги: 1) для приходов и расходов средств церкви Сурб Амбарцум на строительство церкви 2) для сбора добровольных пожертвований прихожан на строительство церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 22 апреля 1863 года было приказано утвердить архитектурно-строительный проект церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 21 января 1864 года было приказано составить смету строительства. В 1869 году с получением разрешения началось строительство новой церкви, которое длилось два года. Таким образом, новая церковь Сурб Амбарцум была полностью построена на средства прежней церкви Сурб Амбарцум и добровольных пожертвований прихожан. В 1871 году ктиторы церкви Царукян и Пехлеванян обратились к епархиальному начальнику архиепископу Григору с просьбой освятить новую церковь и с этой целью отправить епархиального архитектора в Чалтырь для утверждения и сдачи здания церкви в эксплуатацию. В мае 1874 года ктитор Хачатур Попов обратился к духовным властям с просьбой разрешить снести старую ветхую церковь и, используя ее стройматериалы, построить здание для приходской школы. 22 мая того же года Духовное правление Ново-Нахичевани дало свое разрешение снести старую церковь и на ее месте построить здание школы, а на месте алтаря воздвигнуть небольшой памятник. В 1883 году ктитор церкви Сурб Амбарцум Хачик Гайламазян мирским приговором прихожан обратился в консисторию с просьбой разрешить отреставрировать церковь. Во время реставрации были обновлены потускневшее подножие креста церкви, жестяное покрытие крыши здания церкви, водосточные трубы, отштукатурен фасад церкви известковым раствором; выстроены 12 новых постаментов, на которых размещались лики святых; установлены три новые двери церкви, украшенные разноцветными витражами; двор церкви был огражден и озеленен. [1] Во время 12-летнего ктиторства Хачика Гайламазяна доходы церкви увеличились на 3101 руб. 68 коп. Его усилиями было отреставрировано шаровидное позолоченное основание креста, в здании церкви было изготовлено кованое ограждение между алтарем и церковью, территория церкви была огорожена кованой оградой, вокруг кладбища была построена каменная ограда длиной в 337 саженей. Х. Гайламазяном для церкви был подарен колокол весом 80 пудов и стоимостью 1400 рублей серебром. В 1887 году прихожане села Чалтырь мирским приговором обратились в консисторию с просьбой разрешить отремонтировать находящийся в притворе церкви дом и превратить его в усыпальницу. В том же году консистория удовлетворила просьбу прихожан. В 1897 году прихожане вновь обратились в консисторию с просьбой отреставрировать церковь Сурб Амбарцум. В апреле того же года им разрешили начать строительные работы, использовав из церковных денег 1500 руб. серебром. В марте 1909 года ктитор Церун Гайламазян, учитывая, что церкви необходима внешняя реставрация, созвал приходское собрание, которое решило отреставрировать церковь, используя 2500 руб. из церковных доходов. При необходимости недостающую сумму общественность обязалась восполнить из собственных средств. 2 мая 1909 года консистория разрешила начать восстановительные работы на вышеуказанных условиях. В годы Великой Отечественной войны церковь не функционировала, здание использовалось в различных целях. Роспись и иконы были повреждены. В 1944 году жители села Чалтырь обратились к Уполномоченному по делам религиозных культов при СНК СССР Ростовской области с просьбой разрешить вести расходы по содержанию церковного здания и сторожки при нем, а также и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п. Были составлены договоры и инвентарная опись культового имущества, по которой церкви принадлежали: 3 большие иконы, 6 маленьких, 2 ставника, 8 маленьких подсвечников, 1 кадило, 1 лампада, 1 кусок старого ковра, 1 подножное старое одеяло, 1 стол простой, 1 ручной крест, 1 аналой (пюпитр), 5 богослужебных книг, и др. Настоятелем церкви был утвержден священник Саркис Барашян, псаломщиком – Гарегин Хырхырьян. После открытия церкви в 1944 году она больше не закрывалась. На церковном подворье, слева от центрального входа, в 1990 году был установлен один из священных для армян символов – хачкар. Этот хачкар является копией хачкара 1279 года, хранящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Как свидетельствует надпись на пьедестале, хачкар установлен в память о геноциде армянского населения на территории Турции в 1915 году. Здесь же, на подворье, собраны надгробия старых могил, прежде располагавшихся вблизи церкви. В 1992 году по инициативе вновь назначенного настоятеля церкви Сурб Амбарцум Тер Тадеоса Гайбаряна началась реконструкция храма, среди селян проводился сбор средств на восстановление культового памятника. За это время были заменены вся кровля и оба купола, проведен ремонт фасада и внутреннего интерьера, построены новый мраморный алтарь и купель крещения. 21 мая 2009 года глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян освятил новый алтарь и купель крещения церкви Сурб Амбарцум. В этом же году были проведены работы по благоустройству двора церкви, где были открыты библиотека и воскресная церковно-приходская школа, в которой преподаются Закон Божий, армянский язык, живопись, музыка. В церкви Сурб Амбарцум регулярно проводится богослужение. В дни религиозных и общенациональных праздников проходят торжественные литургии, часты здесь таинства крещения и венчания. Архитектура Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви. Церковь Амбарцума выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это подчеркнуто отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Венчающий средокрестие купол восьмигранен и более пропорционален. Он также прорезан высокими парными окнами, которые, однако, разделены между собой не пилястрами, а расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами, подобно соборному храму Григора Лусаворича (разрушен, Ростов-на-Дону), а также церквям Аствацацин и монастыря Сурб-Хач в Нахичевани и Карапета в с. Несвитай. Свои отличительные черты имеет и одновременная церкви высокая четырехъярусная колокольня. Хотя план ее первого этажа аналогичен плану колокольни церкви Карапета в с. Несвитай, однако боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность. СМИ С февраля 2018 года по благословению Главы Российской и Нахичеванской Епархии ААЦ архиепископа Езраза Нерсисяна при церкви Сурб Амбарцум началась издаваться газета "Ани". Газета "Ани" Изображения План Церкви Амбарцума в с.Чалтырь Общий вид колокольни с юга-запада Вид на церковь Сурб Амбарцум Хачкар Художник Артур Оганесян (2014) Газета "Ани", издаваемая при церкви Видео Чалтырь Храм Сурб-Амбурцума Разное Церковь Сурб Амбарцум построена она в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. 8-я линия, вблизи сельской Администрации, памятника В.И. Ленину, сельского парка и мемориала Воинской славы, возведенного в память о павших воинах Красной Армии – защитниках села в годы Великой отечественной войне. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Епархия - Армянская Апостольская Церковь Сноски ↑ Смета ремонта церкви составляла 1600 рублей, но на 1 января 1883 года в наличии церковных денег было 1171 руб. 74 коп. серебром. Недостающие средства вновь были собраны при помощи добровольных пожертвований прихожан.
не выбрано
село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б
Церковь Сурб Никогайос (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Նիկողայոս եկեղեցիДата основания: 1781 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Настоятели церкви Сурб Никохайос 4 Кладбище 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография 7.1 Сноски История Церковь во имя св. Николая (Сурб Никогос) в Нахичевани заложена в 1781 г. в северо-западной части города (на углу 1-й линии и 1-й Никольской улицы). Строили церковь в 1781 - 1783 годах. [1] В 1862 - был произведен капитальный ремонт здания церкви. Столетний юбилей церкви отпразднован в 1883 г. 16 сентября при ктиторстве Вартереса Мкртычевича Сармакешева. В ней хранились привезенные из Крыма частица мощей св. Николая и св. Креста Господня, некоторые священные камни древнейших времен, много мелких серебрянных вещей древнего происхождения. В ограде храма было кладбище, здесь находилась могила полковника и кавалера Ованеса Абрамова, бывшего депутатом, посланным в Петербург и привезшим данную Екатериной II нахичеванцам Высочайшую грамоту. В этой же ограде похоронены бывшие городские головы А.П. Халибов и К. Гайрабетов. При церкви св. Николая находилась начальная приходская школа во имя св. Сандухты. В начале 1930-х годов храм закрыли и начали разбирать. Уничтожена в 1930-е гг. В 1935 - 1937 годы еще сохранялись его развалины. После Отечественной войны на месте окончательно разобранного армянского храма построили пятиэтажный жилой дом (современный адрес: 1-я линия, 56). Архитектура В отличии от других храмов ее и начали строить каменной. Она была построена в византийском стиле. Ее западный вход с портиком был увенчан высокой звонницей в виде вышки. Три входа в храм украшали четырехколонные порталы. В конце XIX века покрытия барабана и звонницы были заменены восьмигранными шатрами, благодаря чему силуэт церкви стал похож на завершения храмов Армении. Храм имел очень большой колокол весом около 650 кг. Настоятели церкви Сурб Никохайос Протоиерей Товмас Ганцапетьян Священник Погос Степаносьян Священник Маркар Черкезьян Протоиерей Мартирос Товмасович Ганцапетьян (умер в 1931) Протоиерей Погос Хазаросович Бедельянц (умер в 1937) Кладбище В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены известные нахичеванцы, в том числе: депутат, полковник Ованес Абрамян, привезший из Сант-Петерубрга Указ о привелегих армян Нор-Нахичевана Арутюн Халибян, основатель училища в Феодосии (преемник архипастыря Нерсеса, А. Халибян в течение 12 лет состоял Нахичеванским Городским Головою) Маркар Айрапетян - близкий друг революционера-демократа Микаэла Налбандяна. Изображения Разное По традции, некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В церкви св. Николая – камень Спасителя. В храме была уникальная библиотека, где хранились древние армянские рукописные книги. При церкви св. Николая находилась приходская начальная школа во имя св. Сандукты. В церкви хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте. В 1873 году в церкви был крещен будущий армянский поэт и переводчик Оноприос Анопьян. 16 сентября 1883 г. отпраздновали вековой юбилей церкви. Церковь была особо чтима нахичеванскими армянами. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 (Сведения о бывших священнослужителях Армянских церквей г.Нахичевани-на-Дону и Кресто-Воздвиженского монастыря с 1843 года ) Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Перевод с армянского Ш. М. Шаги-няна. Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону, Ереван, 1988 Семейный архив Т. А. Сурженко, внучки поэта. Альбом «Оноприос Анопьян», рукопись, запись № 37; хранится в Ростове-на-Дону, улица Вильнюсская, 5 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Печальная судьба храма Святого Николая Сноски ↑ По имени церкви была названа улица - Никольская, протянувшаяся вдоль Дона (переименованная в 1920-х годах в улицу Рабкоровскую, а после Великой Отечественной войны - в улицу Листопадова).
Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону) Церковь Святого Креста Армянской Апостольской Церкви Սուրբ Խաչ եկեղեցիДата основания: 1783 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 344113, г. Ростов-на-Дону, ул. Баграмяна, 1 Телефон/Факс: +7 (863) 276–33–22 Содержание 1 История 2 Храм в советское время 3 Архитектура 4 Реликвии 5 Захоронения на территории монастыря 6 Родник 6.1 Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач 7 Статус памятника и его состояние 8 Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач 9 Изображения 9.1 Памятники 9.2 Сурб Хач в изображениях 9.3 Книги, марки 10 Видео 11 Разное 12 Библиография 12.1 Сноски История Церковь Сурб Хач действует при МРО "Церковь Сурб Хач". Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани. Монастырь венчает вершину берегового скалистого холма, что придаёт его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России. особенно в праздник Вартавар. Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северо- востоку-хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку- посёлок занятых перевозкой грузов в переделах города и его окрестностей дрягилей, имевших свое кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач. В начале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце прошлого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камишеваха речки Темерник находился парк, площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал. С монастырем парк связывался пешеходной дорогой, она пересекала речку по деревянному, замененному в 1900 г. железобетонным, мосту и шла далее по проложенной в 1862 г. на относительно пологом склоне берегового обрыва пятимаршевой двухметровой ширины в 80 ступеней каменной лестнице. Последняя ограждена высокими перилами, а по сторонам трех средних площадок устроены каменные скамейки для отдыха поднимавшихся пожилых паломников. Мемориальный комплекс "Сурб Хач" связан с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Аламдарян . Он включает в себя: церковь ХVIII в. северные ворота южные ворота родник с коптажной надстройкой Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г. у колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. 27 ноября 1792 г. монастырь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский. При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении. В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 г.) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 г. каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Храм в советское время Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище. Затем на его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма. В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 — 1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета. В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял активное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения. 1968-1972 - церковь была восстановлена. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 г. были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна. В ноябре 1972 г. в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончились признанием преждевременности постановки этого вопроса. В марте 2007 г. решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание для Музея, который ранее располагался в церкви. Архитектура Как следует из записи в рукописи «Давтар» - монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 г. на ее месте заложили каменную, строившую с 1786 по 1792 г., авторство которой приписывается также И.Е. Старову. В 1862 г., при обновлении архиерейского дома, служебный построек, возведении колокольни и каменной лестницы, церковь монастыря была отремонтирована, а не перестроена. Во время этого ремонта были искажены оконные сандрики и размеры антаблемента архитектурного ордера, оставленные без исправления при восстановлении здания в 1972 г. по проекту ереванских архитекторов М. С. Мнацаканян и К. А. Манукян. Церковь монастыря Сурб Хач- единственный из сохранившихся в современном Ростове-на-Дону архитектурный памятников конца ХVIII в., повторяющий аналогичные сооружения России этого времени. Здание кирпичное на каменной фундаменте, прямоугольное, в плане несколько расширенное в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Центр храма увенчивает покоящийся на пристенах устоях купол, непропорционально большой по отношению к нижнему объему. Вытянутость помещения вдоль продольной оси приближает церковь монастыря Сурб Хач к распространенному в Армении сооружению типа купольного зала, таких, как в Птгни, VI в. и в Аруче, VII в. Расположенные перед южным и северным входами, в пределах расширенной части интерьера честырехколонные портики- один из наиболее выразытельых элементов композиции здания. Декоративное убранство западного фасада ограничивается поддерживающими антаблемента плоскими пилястрами на углах, а дверной проем лишен обрамления, имеющегося на южном и северном входах. Оконные сандрики различные, внизу с разорванными фронтонами, на куполе спаренные с полуциркульным верхом, что свидетельствует об их разновременном исполнении. Барабан купола прорезан часто расположенными парными окнами с плоскими пилястрами между ними. Повешенного очертания сферическое покрытие над полуциркульным кирпичным куполом и венчающей его глухой фонарь усиливают высотность восприятия приземистого, в целом, сооружения. Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными в монастырь Сурб Хач 13-ю датированными IV, XVI и первой четвертью XVIII в. хачкарами, оживлявшему своей мелко орнаментированной резьбой её интерьер и фасады. В 1960 г. хачкары были уничтожены. Обих размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют только ниши, в которых они помешались. Не существует ныне также украшённая мелким разным орнаментов деревянная дверь XI в. принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в ХIII в. в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце XVIII в. в одноименный монастырь на Дону. Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма. [1] Возведенная в 1862 г. перед западным фасадам церкви колокольня была двухъярусной, квадратной в плане с высоким четырёхгранным шатром. В отличие от колокольни Соборного храма Нахичевани, она, по примеру колоколен Армении, имела пониженную, сравнительно с самой церковью, высоту. Несмотря на расположенные ярусами ниши и проемы, а также наличники с фронтонами в первом этаже, которые должны были придать ей известную законченность, колокольня была мало выразительна и не согласовывалась с общим архитектурным обликом ансамбля. К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань. Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг. Реликвии Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В Сурб Хаче находился камень, освященный св. Фаддеем. [2] Вторая реликвия, упоминаемая архимандритом - рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено довольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей. Захоронения на территории монастыря Вокруг церкви Сурб Хач находятся погребения десяти прогрессивных деятелей русско-армянской культуры XIX в. – Г. Тиграняна, К. Срапяна (Срапионяна), Н. Нагапетяна, А. Тер-Никогосяна и других педагогов монастырской школы. Они отмечены надгробиями в виде прямоугольных плит из красного и черного камня. Надпись на могильной плите М. Данагезяна (Муше) содержит изречение католикоса Геворка, отмечающее учёные заслуги усопшего. Выделялось вертикальное объемное из чугуна надгробие над могилой связанного с декабристом М. Пущиным участники русско-персидских войн 1826-1828 гг., ректора академии Нерсесян в Тифлисе и настоятеля Сурб Хач А. Аламдаряна, замененное сейчас большим хачкаром, выполненным по проекту М. Григоряна в 1972 г. Своеобразны памятники выдающемуся армянскому революционеру-демократу, поэту, публицисту, философу-материалисту, соратнику и единомышленнику Н. Чернышевского, другу А. Герцена и А. Огарева Микаелу Налбандяну и известному педагогу и общественному деятелю, классику армянской литературы Рафаэлу Патканяну. Их надгробия выполнены в 1902 г. на собранные народом деньги армянским скульптором из Парижа, учеником Огюста Родена, Андреасом Марукьяном. Они представляют собой бронзовые бюсты на пьедесталах, у первого- в виде свободного сочетания каменных блоков, у второго-колоины с пальмовым листом на оригинальном по форме барочном постаменте. Оба бюста портретно схожи. Духовная красота писателей, их благородство и мужество выявлены с характерной для скульптора гармоничностью трактовки форм. Родник По существовавшей в армянских монастырях Армении и Крыма и традиции, в монастыре Сурб Хач имеется построенное в 1862 г. каптажное здание родники Чорхах (известно также как Сахлых су), с вытекающей из скалы студеной водой. Ориентированное в сторону парка, оно расположено на расстоянии 85 м к востоку от лестницы и состоит из вместительного резервуара, откуда вода через водослив стекает в чашу перед фасадом, а из нее в устроенный здесь в последние десятилетия исскуственной водоём, называемый Маленьким морем. Оригинален фасад здания. В отличие от традиционных средневековых родников Армении и Крыма, имеющих на фасаде большие арочные проемы, монастырский родник решен в виде глухой стены с тремя ризалитами. Средний, самый крупный из них, заметно выдвинут вперед по отношению к боковым, малым, благодаря чему соединяющие их отрезки стен стоят косо и таким образом трехпролетные аркатуры - их главный архитектурный мотив- видны в развороте. Этот необычный приём вносит элемент динамики в статичную композицию. О древней архитектуре Армении напоминают высокие, треугольного сечения ниши на всех трех ризалитах, а также аркатуры на стенах. Интересно отметить наличие близкой по форме аркатуры в более ранних памятниках Армении, например, притворе 1211 г. церкви Аствацацин и на цоколе северного фасада усыпальницы Захаридов XII-XIII вв. в Санаине. Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач Симеон Ереванци. Прогулка души / Симеон Ереванци. – Нахичевань : тип. Церкви Сурб Хач, 1790 Псалтырь. – Нахичевань : тип. Сурб Хач Ванк (Монастыря Св. Креста), 1791 Статус памятника и его состояние Постановлением СМ РСФСР № 624 присвоен статус - Федеральный памятник. Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач Ансамбль армянского народного танца "Наири" Ансамбль армянского народного танца "Урарту" Изображения Поперечный разрез и план.Сурб Хача Отсканированный проект реставрации (стр. 35) Монастырь Сурб-Хач в начале XX века Мост Сурб-Хача Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась) Реставрация Фрагмент лестницы Сурб-ХачаФонтан на территории храма Сурб-Хач. Северные ворота Сурб-Хач. Южные ворота Главный хачкар Сурб-Хача Сурб-Хач Родник. Сурб-Хач Хачкар. Вечная дружба. Сурб-Хач На ступенях Сурб Хача (1894) Памятники Памятник Р. Патканяну Памятник М. Налбандяну Надгробие Арутюна Аламдаряна Сурб Хач в изображениях Художник Петр Келлер Художник Артур Оганесян Художник Артур Оганесян Художник Александр Савеленко Книги, марки Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения Книга, издание Нахичеванской общины Марка России, 2001 Видео Зимняя зарисовка. Армянская церковь Сурб Хач в Ростове-на-Дону Клад церкви Сурб-Хач Сурб Хач Разное Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России. Самым старинным сохранившимся зданием современного города Ростова-на-Дону является церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Церковь Сурб-хач имеет режим работы без перерыва на обед и работает без выходных Библиография Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт. Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта. Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8. Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг. Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв. Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля. Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988 Сурб-хач - памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988 «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012 Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999. Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. - Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010 Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация» Памятники Дона Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Казаров С.С. "Сурб Хач" Сноски ↑ К сожалению, в наше время из-за большого количества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено. ↑ Упоминания о них мы находим в различных источниках. Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е. Спасский камень). По преданию, этот камень с вырезанным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г. Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.
Ростов-на-Дону
Церковь Сурб Геворг (Армавир) Георгиевская церковьДата основания: освящ. 22.04.1915 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее. В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы. 18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа. Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа. Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны. Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней. После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами[1]. Для воскресения памяти и поддержания духовной жизни армавирцев, было принято решение - на месте где некогда высился величественный храм Сурб Геворг, возвести одноименную часовню. Проект часовни полностью повторяет храм, но, конечно же, меньше в размерах. Весной 2014 года был освящен фундамент часовни. Сноски ↑ Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир