Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск) Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցի Церковь Св. Переводчиков Саака и Месропа Պյատիգորսկի Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցիДата основания: 1885 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: ул. Крайнего, 55, Пятигорск, Россия Ссылки: http://old.behtau.net/uarm.php История На юго-восточном углу пр. Кирова и ул. Крайнего, на месте большого кубического здания некогда находилась первая армянская церковь Пятигорска. Первая армянская церковь в нашем регионе появилась в 1793 г. в Георгиевске. Эта церковь Петра и Павла относилась к Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории. При планировании нового окружного города Пятигорска было предположено и строительство армянской церкви. Летом 1834 г., по просьбе армянской общины Пятигорска, архитектор Первого кавказского военно-рабочего батальона – де Потт – составил проект каменной церкви в классическом стиле, с колонным портиком. Для армянской общины был выделен большой участок под церковь в 16-м квартале Пятигорска. Петербургская Комиссия проектов и смет весной 1835 г. не одобрила представленный проект храма. Позднее новый проект армянской церкви был составлен в Петербурге. К 1842 г. армянская община в Пятигорске собрала 14 тысяч рублей на строительство храма, однако его сооружение задерживалось. Долгие годы различные обряды (венчание, крещение и пр.) проводились в армянской церкви Георгиевска. В 1860-х годах община снова подняла вопрос о своей церкви в Пятигорске. В 1869 г. было получено разрешение о строительстве храма на отведенном обширном участке, на котором с 1824 г. находился казенный Деловой двор. Участок занимал юго-восточный угол улиц Царской (ныне – пр. Кирова) и Базарной (ныне – Крайнего). Первоначально здесь была сооружена небольшая часовня, а в частном доме на противоположном, северо-западном углу Царской и Базарной улиц, была устроена временная домовая церковь. Сбор пожертвований и сооружение нового храма на месте часовни затянулись на долгие годы. Лишь в 1885 г. новая армяно-григорианская церковь в Пятигорске была освящена во имя Святых переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац). Первым священником храма стал Тер-Авраам Шхиньянц (1860-1917). Церковь была окружена оградой и деревьями. Благодаря стараниям ктитора (старосты) церкви Лазаря Свешникова (1833-1901) к 1901 г. была надстроена колокольня над входом в храм. Одноглавый храм был сооружен из местного кирпича и машукского камня в византийском стиле. Крестообразное в плане здание имело небольшой шатровый купол на высоком восьмигранном световом барабане с кокошниками. Купол храма был увенчан главкой с крестом. Главный, западный вход в храм находился в просторной нише со стороны ул. Базарной Над входом была сооружена четырехугольная колокольня с низким шатровым куполом. В 1891 г. молодой зодчий Э.Б. Ходжаев построил южнее храма церковно-приходской двухэтажный дом по собственному проекту. Здесь размещались армянское церковно-приходское училище, типография Садовникова – Нагорова и местное отделение Кавказского Армянского Благотворительного Общества. В 1917 г. приход пятигорской армянской церкви насчитывал более 2 тысяч человек. Священник Шхиньянц, скончавшийся 5 февраля 1917 г., был похоронен у восточной стены своей церкви. Новым священником стал Тер-Чусканянц. В 1920 г. упраздненная церковь была закрыта, а перестроенное здание передано под музей революции. Позднее здесь открылся спортивный зал. В 1956 г. бывшее церковное здание разрушили и вскоре на его месте построили здание института «Промстройпроект». С 1920-х годов в церковных домах размещалась городская поликлиника имени 1-го Мая. В 1997 г. на холме в районе «Гора-Пост» началось сооружение новой армянской церкви имени Святого Сергия (Сурб Саргис) в национальном стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Изображения
не выбрано
ул. Крайнего, 55, Пятигорск, Россия
Армянская Католическая Община Москвы Дата основания: 1991 История В Российской империи католицизм получил распространение в 1684 г., когда Папа Римский Иннокентий XI объявил о начале миссионерской миссии в России. Вообще, распространение католицизма в России совпало с годами царствования Петра I, когда в результате его политики европейские нововведения проникли в государственную и культурную жизнь. Католиками становились политические и государственные мужи, что продолжалось при Александре I. Католицизм постепенно начал распространяться в Москве, Киеве, Смоленске. После первого разделения Польши, в 1772 г., число католиков достигло десятков тысяч: они представляли различные нации, среди них были также польские армяне-католики. В Российской империи сравнительно крупные группы армян-католиков появились во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., вследствие завоевания Крыма и третьего разделения Речи Посполиты (1775). Предпосылки обращения армян в католицизм в Крыму были налицо, в католицизм обращались богатые армяне-торговцы, находящиеся в серьезной конкуренции с генуэзскими торговцами-католиками. Уже в XIX веке армяне-католики упоминаются в ряде городов, входящих в состав России – Астрахани, Одессе, в некоторых района Крымского полуострова. В дальнейшем (1720-1760 гг.) из Астрахани, Турции и Персии армяне-католики мигрировали в города Моздок и Кизляр, где была основана первая община и армянская католическая церковь, действующая по сей день. Помимо вышеуказанных городов, в XIXв. Армянские католические общины образовались в Грозном, во Владикавказе, Пятигорске, Темирхан Шуре, Екатеринодаре, Новороссийске, в XXв. – в Воронеже, Пемзе, Ростове/Д и пр. В 1909 г. в Российской империи для армян-католиков было создано Апостольское управление, которое в 1917 г. насчитывало уже 47 священнослужителей, 45 церквей и часовен с 66 518 последователями. Таким образом, можно сказать, что в годы Российской империи армяне-католики появились вследствие завоевания и объединения других стран, а некоторые городские общины сформировались в результате миграции на территории империи и за ее пределами. После октябрьской революции и, в частности, утверждения советского строя на всей территории СССР начались преследования. Первый удар провозгласивших атеизм советских властей пришелся именно на католиков, независимо от их этнической принадлежности. Составляющие малую часть всей католической общины России армяне вместе с представителями духовенства были либо расстреляны, либо сосланы, что продолжалось до 1944 г. Такая особая позиция в отношении католиков имела политические оттенки, что рассматривалось как необходимое «мероприятие» по нейтрализации связей с заграницей. Примечательно, что эти «мероприятия» в основном происходили на приграничных территориях СССР – армяно-населенном Самцхе-Джавахке Грузии, Батуми, в Львове в кругу католиков-армян, поляков и немцев. Например, Самцхе-Джавахк сочли «приграничной зоной». В результате, католическое духовенство, как имеющий связи с заграницей ненадежный элемент, встречало большие препятствия при посещении сел, поскольку для поездки туда необходимы были специальные пропуска. В 1937 г. перестала действовать Армянская католическая церковь в Краснодаре. В 1940 г. армянская католическая метрополия Львова оказалась под контролем советской армии, почти половина верующих армян, 2500 человек, была сослана в Сибирь, а их предводитель, отец Дионисий Каетанович был арестован и скончался в ссылке в 1954 г. Большинство имущества армянских католических церквей Львова, Ивано-Франковска, Тисменицы, Лисеци Снятина, Бережани, Городенки, Кута было национализировано. Окончательная «ликвидация» армянской католической церкви Львова и ее прихожан была осуществлена по непосредственному указу Н.Хрущева. После этих событий армяне-католики жили как граждане Советского Союза, и говорить об их общинной и духовной жизни было просто невозможно. Первая, после распада СССР, группа армян-католиков в Москве образовалась в начале 90-х годов при церкви св. Людовика, где регулярно проводились встречи под руководством монахини-армянки Нунэ Погосян. Время от времени приезжали священники из Грузии и Армении. После возрождения собора Непорочного Зачатия Девы Марии армяне-католики начале проводить свои богослужения в нем. В 2001 г. Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX направил в Москву постоянного священника Микаэля Бассаля. Армянская Католическая Церковь (АКЦ) — сохраняя богослужебный обряд Армянской церкви, находится в полном единстве с Папским Престолом. Она появилась благодаря обнародованному в 1439 г. на Флорентийском соборе декрету Exultate Deo. На сегодняшний день Армянская Католическая Церковь насчитывает более полумиллиона верующих и 11 епархий по всему миру. Во главе АКЦ стоит Католикос-Патриарх Дома Киликии армян католиков, его резиденция располагается в Бейруте (Ливан). Российские армяне-католики, насчитывающие около 100 тысяч человек, входят в состав Одинариата Восточной Европы с центром в Гюмри (Армения). Большинство российских армян-католиков проживает на юге страны и в Москве. Сегодня численность армян-католиков в Российской Федерации не превышает 59 тысяч человек. Эта группа армянства состоит из двух основных пластов – старожилов и иммигрантов. Активной армянской католической общиной является Московская. Примечательно, что эта община главным образом состоит из мигрировавших из Самцхе-Джавахка армян. В частности, вопросами самоорганизации общины занимаются эмигранты из села Норшен (Цхалтубо, Ахалцихский район), с которыми действуют воедино московские армяне-старожилы, переехавшие сюда на постоянное жительство из Ахалкалака, Тбилиси, Баку, Туркменистана и стран СНГ. Гораздо меньше армян-католиков в Санкт-Петербурге. Примечательно также, что большую роль играет упование эмигрировавших в Россию из сел Ахалцихе армян на католическую веру. Речь идет о внутриобщинных браках, что, по их заверениям, исходит не из принципа «хорошего знания» друг друга, а из принадлежности к одной и той же конфессии и, в частности, стремления остаться армянами в чужой среде. С 2007 г. серьезные судебные тяжбы втянута Московская армянская католическая церковь Св. Григория Просветителя, которая в 2009 г. представила судебный иск городским властям, выражая желание зарегистрироваться как религиозная община. Однако иск был отклонен без пересмотра. Надлежащие органы Министерства юстиции мотивировали тем, что церковь не представила документа, подтверждающего присутствие армян-католиков в этом районе в течение 15 лет. Примечательно, что армянская католическая община в Москве начала собираться в католической церкви Св. Людовика с середины 1980-х гг., а с 1991 г. она действует регулярно. Адвокат армян-католиков Владимир Ряховский отметил, что при содействии религиозных организаций и руководства исторического архива города Москвы в Министерство юстиции РФ была представлена историческая справка. Согласно этому документу, Армянская Католическая церковь в России была известна с XVIII века, и ее общины были уничтожены в 1920-х гг. Поэтому министерство юстиции не имело права не учитывать этот факт, следовательно, судебный вердикт считается недействительным, что противоречит Конституции РФ. Суд Мещанинского района пересмотрел и признал недействительным представленный минюстом РФ вердикт и заставил пересмотреть иск Армянской католической церкви Св. Григория Просветителя и дать армянской католической общине государственную регистрацию. Но в 2012 г. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции российской федерации дал своё заключение. Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на основании запроса Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (исх. от 10.01.2012 № 3-19/38234), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», утвержденными данным приказом Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» (г. Москва, руководитель Данкайе Георг) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики. В соответствии с п.10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы: 1. Является ли Местная религиозная организация «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» религиозной организацией? 2. Можно ли считать вероучение, исповедуемое Организацией, аутентичным вероучению Армянской Католической церкви? 3. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Организацией документах, достоверными? 4. Допустимо ли использование Организацией в своей деятельности Основ вероучения и практики Армянской католической церкви, не входя в структуру Армянской католической церкви? Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы: При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов – в частности, дефицит информации в представленных документах, касающихся истории Армянской католической церкви, различных аспектов ее вероучения в связи с неточным переводом устава Армянской католической церкви на русский язык, непосредственно содержащего ключевые положения учения. В силу этого, на основании пп. 4 и 14 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Экспертный Совет на заседании 18 апреля 2012 г. счел необходимым: Расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающихся истории и религиозных особенностей Армянской католической церкви за счет таких источников, как: Католическая энциклопедия – М, Издательство францисканцев, 2002 г., том 1, статья «Армения» с. 347 – 354; статья «Армянская Католическая Церковь» с. 354-358; статья «Армянский обряд» с. 358-359. В соответствии с п. 7 «Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» и п.13 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просвятителя Армянской Католической церкви в городе Москве» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал представитель данной организации П.П. Петросян. По данному вопросу необходимо, прежде всего, сделать уточнение о том, что только ст. зр российского законодательства Местная религиозная организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» не входит в структуру Армянской Католической Церкви, т.к. Центр Епархии Армянской Католической Церкви юридически зарегистрирован вне границ России, а именно на территории Армении. С точки зрения канонического (внутри церковного) подчинения Местная религиозная организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» является частью армянской Католической Церкви. В отношении поставленного перед советом вопроса, учитывая сделанное выше уточнение, можно сообщить следующее. Принадлежность к христианской религии определяется посредством свободного (добровольного) личного принятия той или иной формы вероучения и следования соответствующим данной форме обрядам, что делает возможным избрание любой группой верующих конкретного вероисповедания, не нуждающегося в каком-либо одобрении или разрешении со стороны Церкви, являющейся депозитарием (хранителем) истинности вероучения. Таким образом, использование Организацией в своей деятельности Основ вероучения и практики Армянской Католической церкви является допустимым. Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации /подписано/ А. Л. Дворкин. В 2012 г. столичная община Армянской Католической Церкви получила государственную регистрацию в Российской Федерации. Библиография Симаворян А., Овян В., Некоторые вопросы армян Джавахка, Ереван, 2009 Симаворян А., Армянская католическая община России, «Глобус Национальная безопасность», номер 6. // Экспертное заключение-экспертный совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции российской федерации «18» апреля 2012 г. № 15-30668 На № 3-19/38234 от 10.01.2012 Ананян, Ж. А., Хачатурян, В. А. (1993). Армянские общины России. Ереван, 1993 Симаворян, А. (2010). Армянская католическая община России. Фонд Нораванк Армянские католические общины сегодня, 2009 Отец Петрос Есаян: «Католическая церковь всегда стояла на защите армянства»
Церковь Сурб Григор Лусаворич Церковь Святого Григория Просветителя Վոլգոգրադի Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիДата основания: 1908 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История История создания первой в Царицыне армянской церкви началась с переселения нескольких семей армян из Нахичевани-на-Дону в Царицын в 60-х годах XIX века. Они и дали толчок в развитии Армянской Апостольской Церкви Царицына. В числе основателей церкви был известная в Царицыне семья промышленников Серебряковых. 27 апреля 1899 года армянское общество григорианского исповедания Царицына обратилось в Духовное правление Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви с просьбой разрешить построить молитвенный дом и при нём открыть приходскую школу. Представители общества параллельно подали прошение в Царицынскую городскую Думу об отводе места для постройки церкви в первой части города за полотном Царицынской железной дороги, в 157 квартале. Постановлением Царицынской городской Думы 23-25 ноября 1899 года обществом было получено соответствующее разрешение. Проект постройки церкви занял около 2,5 лет. Всё это время проектировщики вели изыскательские работы и консультации с Астраханской Армяно-Григорианской Епархиальной Консисторией, а также с органами госуправления. В 1902 году вышло распоряжение Министерства Внутренних Дел об утверждении окончательного варианта проекта. Год спустя разрешение на строительство было получено и от Синода. А 18 апреля 1904 года фундамент Армянской Церкви уже был освящён архиепископом Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви Аристакесом Седракяном (Мелик-Аракелян). Материалом для строительства храма традиционно был выбран туф, привезённый из Армении. Само строительство заняло ещё три года и закончилось в октябре 1907 года. Строение представляло собой монументальный купольный храм, выполненный в романском стиле, который являлся доминантой Заполотновской части города. Центральная часть храма представляла четверик, с возвышающимся над ним мощным восьмигранником, завершённым гранёным куполом шатровой формы, а на гранях восьмигранника располагались большие арочные окна. Вскоре после строительства храма рядом был заложен фундамент церковно-приходской школы расположенной на улице Волжской (ныне улица имени Балонина), это произошло в ноябре 1908 года. Настоятелями храма в разное время служили Тадевос Агамалян, Мкртыч Гаспарянц и Мартирос Юзбашян. В связи с приходом Советской власти, храм Сурб Григор Лусаворич был закрыт в 1918 году, прослужив всего 11 лет. На фоне голода в Поволжье 1921-1922 годов церковные ценности всех духовных учреждений стали изыматься согласно декрету ВЦИК от 21 декабря 1921 года 21 декабря 1921 г. «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», а 2 января 1922 г. было принято постановление «О ликвидации церковных имуществ». Однако постановления касающиеся Помгола были встречены представителями духовенства, меценатства и прихожан церкви неодобрительно. Ими был поднят вопрос о невозможности передачи тех церковных ценностей храма которые представляют каноническую ценность. Это позволило хотя бы частично ограничить фактический грабёж церковных ценностей властями. Правительство отреагировало специнструкциями Центральным Комитетом Помгола регулирующими изъятие определённых видов церковных ценностей. Изъять надлежало предметы представляющие материальную ценность, то есть изделия из драгоценных металлов и камней, в качестве исключения было разрешено оставить по одному изделию необходимых для ритуалов. К последним относились ризы, оклады, подсвечники, кадилы, кресты, блюдца, чаши, дискосы и некоторая другая церковная посуда. Формально нельзя было изъять предметы не представляющие материальную ценность, такие как картины и иконы. Армянская церковь неоднократно подвергалась доскональному осмотру ещё в период, когда была действующей, и властями по факту грабились её ценности. А в 1929 году Постановлением Президиума Окр. ИК от 12 апреля Церковь Григория Просветителя была закрыта, а снесена в 1932-33 годах, наряду с другими храмами, такими как Александро-Невский собор, Свято-Троицкая церковь и Успенская церковь. На месте армянского храма был построен стадион «Динамо». Однако фундамент здания ещё сохранился и, согласно документам Министерства культуры РФ, место является достопримечательностью. Тем не менее статус, в качестве памятника истории и культуры, объекту не придан.