Церковь Сурб Аствацацин (Нахичевань-на-Дону) Церковь успения Божией Матери Церковь Св. Богородицы (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիДата основания: 04.04.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Реликвии 1.2 Судьба храма в советское время 1.3 Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись 1.4 Изображения 1.4.1 Частный дом на месте церкви сегодня 1.5 Разное 2 Библиография История С утверждением армян в Нахичевани в 1780 году и приближением Пасхи паства не имея церковного учреждения, построила временную деревянную церковь. Т.о. Успенская церковь была не только первым из всех нахичеванских храмов, но и первой постройкой города. Эта церковь послужила местом, где освящались камни для закладки всех остальных армянских храмов. По сведениям И. Аргутинского (рукопись "Давтар"), 4 апреля 1781 г. в день святой Пасхи закладывается новый Успенский храм. В храме торжественно освятили четыре краеугольных камня, которые были затем установлены на четырёх углах города. В 1788 году церковь была отстроена из кирпича. 18 мая 1819 - армянский архиепископ получает от Министерства народного просвещения разрешение на строительство нового, уже третьего, каменного здания Успенской церкви, которое было возведено между 23-й и 25-й линиями, на 1-й Успенской (Пролетарской) улице в районе современного дома № 2. Трёх престольный храм изначально имел в плане форму равностороннего греческого креста. В центральной части возвышался барабан с куполом. Церковь отличалась тем, что кроме главного алтаря она имела еще два боковых, из которых один – во имя св. Воскресения, другой - во имя св. Иоакима и Анны. Северный и южный ее фасады, так же как северный и южный входы в храм, были оформлены четырех колонными пилястровыми портиками тосканского ордера. Над центральным (западным) входом располагалась звонница, которая обрушилась в начале 1850-х годов. В 1856 году по проекту архитектора Н. Муратова храм был расширен: была пристроена новая входная часть с двухъярусной звонницей. Внутри ограды церкви находилось небольшой армянский некрополь, где хоронили знаменитых нахичеванцев. В частности, там были похоронены известные благотворители города Иван Маркович Попов и Степан Георгиевич Наталов, пожертвовавшие много средств на благотворительность. При Успенской церкви функционировало также Успенское училище. Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Геворка и неизвестного святого в серебряной коробке. Судьба храма в советское время В 1930-х - Успенскую церковь закрыли и постепенно уничтожили. Вместо Успенского училища построили общеобразовательную школу № 26. После Великой Отечественной войны в расширенном и достроенном здании организовали профтехучилище № 12. Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись Протоиерей Мартирос Поповян Священник Саркис Егияян Священник Габриэль Джавджавян Священнки Карапет Халтрухян Протоиерей Григор Сукиасьянц Священник Аствацатур Телекьян Протоиерей Барсег Поповьян Священник Мкртыч Мхитарьян Протоиерей Оваким Степанович Степаносьян (умер в 1910) Священник Акоп Нахашьян (умер в 1907) Священник Мартирос Нерсесович Юзбашьян (умер в 1908) Протоиерей Минас Хачатурович Хумашьянц (1938) Священник Карапет Егияевич Мошьян (1938) Изображения Фасад церкви (слева) и храм в разрезе (справа). Чёрным цветом выделена пристройка 1856г. Проект колокольни и пристройки к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 Северный фасад к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 План церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 г. Частный дом на месте церкви сегодня Церковь Сурб Аствацацин. 125 юбилей Разное 29 октября 1913 года праздновалось 125-летия основания церкви. На торжествах присутствовал городской голова и др. именитые гости. Была произведена литургия. Из Департамента духовных дел иностранного исповедания по поводу юбилея было сообщено, что государь император Николай II начертать соизволил:"Сердечно всех благодарю". Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону. — Ростов-на-Дону: Издательство «NB», 2006. — С. 105—107. — ISBN 5-98155-014-7 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013
не выбрано
Церковь Сурб Аменапркич (Дербент) Церковь Святого Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցի (Դերբենդ)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Дербент, ул. Кази-Магомеда, д.7 История Церковь Сурб Аменапркич действует при МРО "Дербентский Приход Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич)". Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е гг. в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 (по другим данным в 1871 г. в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 г. к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля. Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 г. здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нём размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»). С мая 2009 г. в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан. Архитектура Здание церкви крестово-купольное, размеры 22,5 на 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по 2 ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложным окном. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна. Изображения
Церковь Армянская (Грозный)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Ссылки: ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГРОЗНОМ Содержание 1 История 1.1 История строительства 2 Архитектура 2.1 Основное здание 2.2 Колокольня-притвор 3 Сноски История Как показывает план города Грозный за 1923 год, армянская церковь находилась в самом центре города, у левого берега реки Сунжа. Она располагалась по ул. Дундуковская[1] между новым корпусом Нефтяного института и зданием средней школы № 1[2], соприкасаясь с территорией сквера им. Лермонтова. История строительства Город Грозный возник вокруг крепости. В городе имелся небольшой гостиный двор, где торговую деятельность вели преимущественно армянские купцы. Важным вопросом, стоявшим перед армянской общиной Грозного, было открытие национальной школы и строительство церкви. В апреле 1863 года группа армян обратилась к своему соотечественнику, начальнику среднего военного отдела Терской области генерал-майору Александру Туманову с просьбой о помощи в организации строительства армянской церкви. Спустя некоторое время, 27 апреля 1865 года из канцелярии начальника области в астраханскую армяно-апостольскую епархиальную консисторию пришло сообщение о том, что относительно представленного князем А. Тумановым ходатайства о возведении кирпичной церкви на территории Грозного начальник Терской области возражений не имеет. К строительству церкви грозненское армянское общество приступило во второй половине 1860-х годах, и уже в начале 70-х годов XIX столетия в Грозном была возведена армянская церковь. Строительство церкви спустя всего полвека после основания города было обусловлено усилением местной армянской общины. Строилась церковь постепенно. Сначала было возведено основное здание церкви, позже уже к действовавшему приходу, к западному торцу была пристроена двухъярусная колокольня-притвор. Высота здания без колокольни была примерно равна его длине. Впервые церковь упоминается в газете «Терские ведомости» за 1871 год, где коротко говорится: «В Грозном никак не могут достроить армянскую церковь. А строить начали давно». Точное время завершения строительства неизвестно, предположительно она начала действовать в 1872 или 1873 году. В той же газете за 1873 год церковь уже упоминается как действующая. В дальнейшем в газете церковь упоминалась в номерах за январь и май 1876 года, а в 1888 году о ней в своём труде говорил военный историк Георгий Казбек. Устав местной армянской общины, утверждённый в 1891 году, гласил, что общество имеет и целью объединение последователей Армянской Апостольской церкви в районе города Грозного и его окрестностей. Армянская церковь Грозного являлась основным духовным и культурным центром армян и фактически являлась их официальным представителем. Церковь была снесена в 1930-х годах. Архитектура Основное здание Церковь представляла собой базилику и имела крестово-купольную, удлинённую по главной оси (восток—запад) композицию. На северном и южном фасадах восточного и западного крыльев сооружения имелись высокие оконные проёмы с профилированным обрамлением. Над каждым из этих восьми окон находились круглые световые проемы небольших размеров, которые освещали помещение. Вытянутое на восток крыло заканчивалось выступающей наружу многогранной апсидой, по бокам которой проходили вертикальные декоративные полосы из белого кирпича. В средней части апсиды были невысокие, но широкие оконные проёмы. Перекрытие апсиды было пирамидальной формы. По краям фасада северного крыла также тянулись вертикальные декоративные полосы из белого и тёмного кирпича. Вход в церковь находился в пристроенном к ней двускатном портике. Фасад южного крыла имел аналогичное решение. Перекрытие храма было двускатным. Завершал объёмную композицию сооружения купол, который возвышался над его средокрестием и имел восьмигранный барабан, грани которого были прорезаны узкими оконными проёмами, обрамлёнными широкой белой полосой. По нижней части барабана, увенчанного восьмигранным зонтичным перекрытием, проходил горизонтальный пояс, который имел, помимо декоративного, также и конструктивное назначение. Подобные пояса делались для отвода атмосферных осадков. Данный купол придавал зданию особую торжественность и нарядность. Колокольня-притвор Колокольня-притвор была выложена, как и основное здание, из красного кирпича. Она привлекала внимание своеобразной формой, большим вратообразным входом и возвышающимся над ним многогранным объёмом купола. Здание колокольни отличалось строгой и чёткой прорисовкой форм и декоративных элементов. Устремлённый ввысь купол колокольни составлял вторую вертикальную доминанту всей церкви. Само здание колокольни завершалось купольным объёмом ротонды-звонницы со шлемовидно-панцирным покрытием. Барабан колокольни, с восемью большими и малыми гранями, имел четыре сквозных довольно широких арочных проема, снабжённых выступающим по контуру декоративным обрамлением. Все грани были оформлены неглубокими прямоугольно-плоскими нишами с усечёнными вверху углами. По периметру барабана шли три горизонтальных пояса: первый по верху, второй прямо под проёмами, третий чуть ниже второго. Под карнизом барабана со стрельчатыми верхами прорисовывались контуры крестов. Портал притвора колокольни был оформлен ступенчато уходящей в глубину фасада декоративной аркатурой. Под фронтоном первого яруса имелась горизонтальная резьба в виде модульонов. По обе стороны от центрального входа стены колокольни были украшены двумя, различными по своему решению, нишами. Левая сторона имела высокую треугольную нишу с верхним оригинальным трёхлепестковым завершением. Другая сторона — правая — была оформлена плоской, незначительно углубленной нишей с усечённым вверху углом. Примечательно, что такое несимметричное решение фасадных ниш нехарактерно для архитектурных памятников Армении. Сноски ↑ ныне проспект Махмуда Эсамбаева, ранее проспект Революции ↑ бывшая женская гимназия
Церковь Сурб Рипсиме (Барнаул, Россия) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Church Բառնաուլի Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցիДата основания: 15.09.2008 Руководитель при регистрации: Духовный пастырь – Маштоц Акопян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: РФ, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова Телефон/Факс: +7 (385) 245-08-60, +7 (960) 952-27-77, +7 (385) 224-05-03 История Церковь Сурб Рипсиме действует при МРО Церковь "Святой Рипсиме". В 2002 г., благодаря усилиям братьев Мхитара и Юрия Ароянов, на Алтае была зарегистрирована духовно-общественная организация “Сурб Рипсиме” в составе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии, тем самым было положено начало строительству церкви Сурб Рипсиме. В 2002 г. Епископ Езрас Нерсисян освятил основы церкви. В 2005 г. были освящены кресты на куполе церкви и на колокольне, а также хачкар памяти жертв Геноцида армян 1915 г. В 2008 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II совершил обряд освящения церкви. При церкви имеются молельня, библиотека, воскресная школа, ученики которой создали молодежное объединение “Айк”. Духовный пастырь – священник Маштоц Акопян. Библиография Церковь Святой Рипсиме (Барнаул)
Барнаул