Церковь Сурб Григор Лусаворич (Владикавказ)

Описание

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Владикавказ) Hay Araqelakan Yekeghetsi (Vladikavkaz, Hyusisayin Osetia-Alania) Sourp Krikor Lousavorich Armenian Apostolic Church (Vladikavkaz, North Osetia-Alania)Дата основания: 1868 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Владикавказ, ул. Армянская, д. 1 Телефон/Факс: +7 (8672) 53-38-01 Ссылки: [1] Содержание 1 История строительства церкви 2 Архитектура 2.1 Интерьер 3 Издательская деятельность 4 Изображения 4.1 Церковь Сурб Григор Лусаворич в 1964 году 4.2 Фотографии Церкви Сурб Григор Лусаворич в разные годы 4.3 Интерьер церкви 4.4 Хачкары на территории церкви 4.5 Памятник Евгению Вахтангову в сквере возле армянской церкви 5 Библиография История строительства церкви Первые армяне, купцы и мастеровые, появились в этих местах как только на Тереке в первой половине 19 века возникла крепость, поставленная для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община крепости Владикавказ выразила желание иметь свою церковь и в 1843 году была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет. В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Был выбран для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все члены общины жили рядом. Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель». В 1864 году, по инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории началось строительство нового каменного здания на месте старого. Официальной датой окончания работ считается 1868 год. Строилась под руководством архитектора Симсона и при участии начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова, а расписывали храм художники из Италии. Видео В 1897 году началось расширение и перестройка церкви. Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория вновь обратилась к начальнику Терской области с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. План одобрили, и было дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Была проведена частичная реконструкция, в которой принимали участие строители из армянского Эчмиадзина. Средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией и местными прихожанами. 18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение обновленной церкви, получившей колокольню. Церковь работала с самого своего открытия и не закрывалась и в советское время, хотя в начале 1930-х ее чудом удалось спасти от сноса. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храму был дан статус памятника, охраняемого государством. Сегодня Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя во Владикавказе является объектом культурного наследия, памятником древности, архитектуры и истории федерального уровня в РФ. 29 апреля 1995 г. — во Владикавказе во дворе Армянской церкви был торжественно открыт памятник традиционного армянского искусства — хачкар, посвящённый памяти армян Осетии, погибших в годы Великой Отечественной войны (скульптор — Назаров, художник — Якубов). В открытии хачкара принимала участие не только армянская община Владикавказа, но и горожане других национальностей, среди которых много прихожан этой церкви, а также руководство республики. Посильную помощь оказал Президент Северной Осетии А.Х. Галазов. Для освящения монумента из Сочи прибыл викарий Езник Тер-Петросян 14 апреля 2010 г. — к 95-летию Геноцида армян во дворе церкви был установлен хачкар, для освящения которого специально приехал глава епархии Юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. На церемонии освящения были представители других конфессий: благочинных православных церквей Василий Шауэрман и настоятель Римско-католического прихода Осетии Януш Блаут. В 2011 году Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя была отреставрирована - обновили фрески, привели в порядок алтарь, восстановили немногочисленные старинные и современные иконы. Во время проведения работ был обнаружен древний алтарь из карбонатного минерала доломита. Благодаря исследованиям удалось установить его примерный возраст – он старше первой, деревянной армянской церкви во Владикавказе. Алтарь сохранили для потомков, «одев» в новый алтарь из мрамора так, чтобы стенками они не касались друг друга. 8 июня 2013 г. - в сквере возле армянской церкви был установлен памятник Евгению Вахтангову. Автором памятника является скульптор Станислав Тавасиев. Архитектура Храм находится на берегу реки Терек. Он не просто впечатляет, а поражает своим величием, строгостью и одновременно простотой линий, декора. Основной материал – красный камень. Стилистически строение относится к церковной армянской архитектуре XVII века. На это указывает решение, использованное для возведения каменных стен, конструкция колоколен с шатровой крышей, установленной на стрельчатые арки, которые поддерживают округлые колонны. В храм ведут три входа – один центральный, два боковых, которые сформировали в 1902 году в рамках расширения церкви. Тогда же была надстроена колокольня. Интерьер Внутреннее убранство храма без излишеств. Стены и фрагменты сводов под куполом украшены небольшими фресками по христианским мотивам. Согласно сохранившимся описаниям церкви от 1868 года, фрески создавались мастерами из Италии. К скромному алтарю ведет «коридор» из круглых колонн. Освещение – солнечный свет из узких арочных окон с мозаичными стеклами и от огромной люстры со свечами под куполом, светильников в простенках между окнами. Издательская деятельность Церковный путеводитель был создан в результате совместной работы культурно-просветительского Фонда памяти Арно Бабаджаняна и настоятеля АЦЦ, Тер Геворга. Это первое издание такого рода в истории данной церкви, ставшее значимым событием. Оно появилось в 2024 году. Электронный формат путеводителя Изображения Церковь Сурб Григор Лусаворич в 1964 годуФотографии Церкви Сурб Григор Лусаворич в разные годы Интерьер церкви Хачкары на территории церкви Памятник Евгению Вахтангову в сквере возле армянской церкви Библиография Владикавказ: Церковь Святого Григория Просветителя Армянская Апостольская Церковь Святого Григория-Просветителя Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя во Владикавказе Category:Saint Gregory the Illuminator church in Vladikavkaz

Город:

Владикавказ

Адрес:

г. Владикавказ, ул. Армянская, д. 1

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург)

Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира