Церковь Сурб Никогайос (Евпатория) Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցի Армянская церковь Святого Николая Чудотворца St. Nikolay (Evpatoria) Եվպատորիայի Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցիДата основания: 1820 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Евпатория, улица Интернациональная, 44 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография История В 1704 г. в Гезлеве, одновременно с другими христианскими храмами Крыма, была сожжена армянская церковь Св. Никогайоса (Николая). В 1817 г. на месте первой церкви армяне основали каменный храм. Но строительство новой армянской церкви было завершено в 1830-40-х гг. из-за отсутствия необходимых денежных средств. Теперешнее здание, являющееся памятником архитектуры, сооружено в 1855 г. армянской общиной города. Армянам пришлось возводить новую церковь — на другом месте. Сначала храм был деревянным. В «Справочной книге города Евпатории и уезда», изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: «За крепостью находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжена татарами, потом была выстроена деревянная, вместо которой в 1817 году была заложена каменная с тремя воротами». Сооружалась церковь довольно долго, так как не хватало денег. Строительство новой церкви было завершено только в 30-40-х годах XIX века. Во время Крымской войны Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Солдаты оставили многочисленные граффити, оштукатуренные по окончании войны местной общиной. После Крымской войны вокруг появился фруктовый сад. Рядом — здание начального училища (1891), позже — церковно-приходская школа для мальчиков (1909). Советская власть церковь закрыла, настоятель был выселен, купола, колокольня и порталы были разрушены. С 1984 года является памятником архитектуры. В июне 2012 года в День празднования армянской культуры отреставрированная церковь была открыта. В 2019 году здание церкви, церковной школы и дом настоятеля, находившиеся ранее в оперативном управлении Евпаторийского дома-интерната для престарелых, переданы армянской церкви в безвозмездное пользование сроком на 100 лет. Архитектура Армянская церковь возведена из гладко отесанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три ее нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. Восьмигранный барабан и купол утрачены. Церковь имеет западный, северный и южный входы. Над ними были небольшие портики с крестовыми сводами. Западный служил колокольней. На восточной стене сохранился хачкар, дословно «крест-камень» — рельефное изображение креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых отверстий. Изображения Разное На территории церкви находится дом престарелых и инвалидов. Вокруг армянской церкви некогда располагался армянский квартал. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710938550005 (ЕГРОКН). Библиография Армянская церковь / Евпатория Крымский архитектурный портал
не выбрано
Евпатория, улица Интернациональная, 44
Церковь Сурб Григор Лусаворич (Владикавказ) Hay Araqelakan Yekeghetsi (Vladikavkaz, Hyusisayin Osetia-Alania) Sourp Krikor Lousavorich Armenian Apostolic Church (Vladikavkaz, North Osetia-Alania)Дата основания: 1868 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Владикавказ, ул. Армянская, д. 1 Телефон/Факс: +7 (8672) 53-38-01 Ссылки: [1] Содержание 1 История строительства церкви 2 Архитектура 2.1 Интерьер 3 Издательская деятельность 4 Изображения 4.1 Церковь Сурб Григор Лусаворич в 1964 году 4.2 Фотографии Церкви Сурб Григор Лусаворич в разные годы 4.3 Интерьер церкви 4.4 Хачкары на территории церкви 4.5 Памятник Евгению Вахтангову в сквере возле армянской церкви 5 Библиография История строительства церкви Первые армяне, купцы и мастеровые, появились в этих местах как только на Тереке в первой половине 19 века возникла крепость, поставленная для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община крепости Владикавказ выразила желание иметь свою церковь и в 1843 году была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет. В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Был выбран для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все члены общины жили рядом. Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель». В 1864 году, по инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории началось строительство нового каменного здания на месте старого. Официальной датой окончания работ считается 1868 год. Строилась под руководством архитектора Симсона и при участии начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова, а расписывали храм художники из Италии. Видео В 1897 году началось расширение и перестройка церкви. Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория вновь обратилась к начальнику Терской области с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. План одобрили, и было дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Была проведена частичная реконструкция, в которой принимали участие строители из армянского Эчмиадзина. Средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией и местными прихожанами. 18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение обновленной церкви, получившей колокольню. Церковь работала с самого своего открытия и не закрывалась и в советское время, хотя в начале 1930-х ее чудом удалось спасти от сноса. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храму был дан статус памятника, охраняемого государством. Сегодня Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя во Владикавказе является объектом культурного наследия, памятником древности, архитектуры и истории федерального уровня в РФ. 29 апреля 1995 г. — во Владикавказе во дворе Армянской церкви был торжественно открыт памятник традиционного армянского искусства — хачкар, посвящённый памяти армян Осетии, погибших в годы Великой Отечественной войны (скульптор — Назаров, художник — Якубов). В открытии хачкара принимала участие не только армянская община Владикавказа, но и горожане других национальностей, среди которых много прихожан этой церкви, а также руководство республики. Посильную помощь оказал Президент Северной Осетии А.Х. Галазов. Для освящения монумента из Сочи прибыл викарий Езник Тер-Петросян 14 апреля 2010 г. — к 95-летию Геноцида армян во дворе церкви был установлен хачкар, для освящения которого специально приехал глава епархии Юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. На церемонии освящения были представители других конфессий: благочинных православных церквей Василий Шауэрман и настоятель Римско-католического прихода Осетии Януш Блаут. В 2011 году Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя была отреставрирована - обновили фрески, привели в порядок алтарь, восстановили немногочисленные старинные и современные иконы. Во время проведения работ был обнаружен древний алтарь из карбонатного минерала доломита. Благодаря исследованиям удалось установить его примерный возраст – он старше первой, деревянной армянской церкви во Владикавказе. Алтарь сохранили для потомков, «одев» в новый алтарь из мрамора так, чтобы стенками они не касались друг друга. 8 июня 2013 г. - в сквере возле армянской церкви был установлен памятник Евгению Вахтангову. Автором памятника является скульптор Станислав Тавасиев. Архитектура Храм находится на берегу реки Терек. Он не просто впечатляет, а поражает своим величием, строгостью и одновременно простотой линий, декора. Основной материал – красный камень. Стилистически строение относится к церковной армянской архитектуре XVII века. На это указывает решение, использованное для возведения каменных стен, конструкция колоколен с шатровой крышей, установленной на стрельчатые арки, которые поддерживают округлые колонны. В храм ведут три входа – один центральный, два боковых, которые сформировали в 1902 году в рамках расширения церкви. Тогда же была надстроена колокольня. Интерьер Внутреннее убранство храма без излишеств. Стены и фрагменты сводов под куполом украшены небольшими фресками по христианским мотивам. Согласно сохранившимся описаниям церкви от 1868 года, фрески создавались мастерами из Италии. К скромному алтарю ведет «коридор» из круглых колонн. Освещение – солнечный свет из узких арочных окон с мозаичными стеклами и от огромной люстры со свечами под куполом, светильников в простенках между окнами. Издательская деятельность Церковный путеводитель был создан в результате совместной работы культурно-просветительского Фонда памяти Арно Бабаджаняна и настоятеля АЦЦ, Тер Геворга. Это первое издание такого рода в истории данной церкви, ставшее значимым событием. Оно появилось в 2024 году. Электронный формат путеводителя Изображения Церковь Сурб Григор Лусаворич в 1964 годуФотографии Церкви Сурб Григор Лусаворич в разные годы Интерьер церкви Хачкары на территории церкви Памятник Евгению Вахтангову в сквере возле армянской церкви Библиография Владикавказ: Церковь Святого Григория Просветителя Армянская Апостольская Церковь Святого Григория-Просветителя Армянская Апостольская церковь Святого Григория-Просветителя во Владикавказе Category:Saint Gregory the Illuminator church in Vladikavkaz
Владикавказ
Церковь Србоц Наатакац Москва Вид заведения Часовня Конфессии Армянская апостольская церковь Состояние Строится История В 2010 году власти Москвы предоставили Армянской Апостольской Церкви участок под строительство часовни на Поклонной горе Архитектор Артак Гулян Строительство ведётся на средства Александра Борисовича Тер Аванесова и других прихожан При церкви будет музей посвящённый армянам погибшим в Великой Отечественной войне Видео На Поклонной горе в Москве возводится армянская церковь Святых Великомучеников СРБОЦ НААТАКАЦ
Церковь Сурб Геворг (Султан Салы) Церковь Георгия Победоносца Սուրբ Գևորգ եկեղեցիРуководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеоса Гайбаряна Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Ростовская область, Мясниковского район, с. Султан-Салы, ул. Первомайская, 1Б Содержание 1 История 1.1 Церковно-приходская школа 2 Архитектура 3 Изображение 3.1 Архивные фото и рисунки храма 3.2 Разное 4 Библиография 4.1 Сноски История Церковь Сурб Геворг действует при МРО Церковь "Сурб Геворг". Каменная церковь была построена в 1795 г. В 1848 г. церковь находилась в полуразрушенном состоянии, и местные жители обратились в консисторию с просьбой разрешить сбор пожертвований для ремонта церкви. Городской голова Ново-Нахичевани Арутюн Халивов возглавил работы по сбору пожертвований. Однако прихожане сочли целесообразным вместо ремонта церкви построить новую. В 1849 г. церковь была обворована. В 1850 г. в селе была построена новая церковь. В 1854 г. ктитор церкви обратился в духовное правление с просьбой усовершенствовать вновь отстроенную церковь и послал план и смету перестройки. В 1858 г. синод дал разрешение перестроить церковь. В 1863 г. член консистории священник Погос Хрчян вместе с архитектором Гавриловым посетили село для определения вида и места постройки ограды церкви. В марте 1864 г. прихожане, как сообщил в консисторию ктитор Погос Паронов, снесли старую церковь, не имея на то разрешения духовных властей. В 1867 г. новая церковь была полностью реконструирована и освящена. В 1881 г. возникла необходимость ремонта церкви, однако консистория разрешила отремонтировать ее лишь внешне. В 1893 г. прихожане вновь обратились в духовное правление с просьбой разрешить отремонтировать церковь. В том же году консистория разрешила начать работы, используя для этого из церковных доходов 950 рублей. 28 октября 1896 г. во время сильной бури был снесен купол церкви вместе с крестом, значительно повредив его. В 1930 г. церковь была закрыта. Церковь очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Сегодня, постепенно разрушаясь, церковь продолжает испытывать очередное надругательство и осквернение. [1] На сегодняшний день по инициативе настоятеля церкви Тер Тадеоса Гайбаряна выполнен архитектурный проект реставрации церкви и зарегистрирована религиозная община. Церковно-приходская школа Церковно-приходская школа была открыта в 1872 г. В 1908 г. школу посещали 126 учеников. Архитектура В композиции церкви Геворка в Султан Салах подчеркнуто расположение помещений по продольной оси здания. Квадратный в плане, перекрытый куполом на пандативах с маленьким фонарем поверху молитвенный зал объединяется трехарочными проемами на восточной стороне с полуциркулярной алтарной апсидой, а на западной — с прямоугольным сводчатым притвором, к которому примыкает трехъярусная колокольня. Во внешнем облике здания доминируют крупные объемы молитвенного зала и колокольни, завершенной звонницей, с повышенным четырехскатным покрытием. [2] Оригинальны обрамленные пятиплетной аркатурой строенные окна северного и южного фасадов молитвенного зала, повышенные пропорции которых гармонируют с арочными проемами колокольни. [3] Изображение Общий вид с северо-востока План Церкви Геворка в с. Султан Сала Архивные фото и рисунки храма Акварельный рисунок храма Немецкие войска у Церкви Сурб-Геворк. 1942 г. Храм в 1983 году Храм в 1983 году Храм в 1983 году Разное Малые Салы (Султан-Салы) - село в Ростовской области, Российская Федерация. Село было основано в 1780 г. переселенцами-армянами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. В 1924 году число прихожан было 1965 человек. Священник Арутюн Арутюнян. В 1928 году был награждён наперстным крестом. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Здание храма используют и под склады различного пользования. Его облюбовали люди без определенного места жительства. ↑ Эти архитектурные линии напоминают верхнюю часть главки русских шатровых храмов. В частности, перекрытие угловой башни Покровского собора на Рву в Москве. Внешние формы молитвенного зала повторяют центральный объем церкви Спаса на Ковалеве 1345 г. в Новгороде, который также завершен маленьким куполом с арочным поясом поверху, распространенным в новгородском зодчестве XIII—XV вв. ↑ Архитектурная обработка последней: архивольты на канпелированных колонках и венчающие основные объемы антаблементы с ширинками и тонкой выносной плитой карниза, хотя и оживляют несколько внешний облик здания, однако не могут преодолеть тяжеловесности его основных пропорций.