Церковь Сурб Саркис Храм Святого Саркиса Սոչիի Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1993 Основатель: Мхитарян Армен, Мхитарян Амбарцум Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 354203 Сочи, Лазаревский р-он, пос. Калиновка, ул. Макопсинская История Храм был заложен 5 октября 1993 года, возведён в 2011 году по инициативе и при финансовой поддержке местных жителей братьев Армена и Амбарцума Мхитарянов, в честь увековечения памяти отца — Мхитаряна Саргиса Амбарцумовича и всех невинных жертв геноцида армян. Фундамент церкви оссвящён 5 октября 1993 главой Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Архиепископом Тираном Курегяном. Церковь расположена рядом с кладбищем, где похоронены отец Мхитарян Саргис Амбарцумович и сын Амбарцума — Мхитарян Самвел Амбарцумович. 16-летний Самвел был убит 12 августа 2000 года. На могиле отца Саргиса и сына Самвела братья Мхитаряны возвели часовню. Памятник возведён в 2001 году в честь увековечения памяти Саргиса Амбарцумовича и Самвела Амбарцумовича (Самвела I) Мхитарянов и всех невинных жертв геноцида армян (арм.ԱՆՄԵՂ ԶՕՀԵՐԻ ՀԻՇԱՏԱԿԻՆ). Храм находится в юрисдикции Северокавказского викариата Епархии Юга России. Изображения
не выбрано
354203 Сочи, Лазаревский р-он, пос. Калиновка, ул. Макопсинская
Церковь Сурб Саркис (Пятигорск) Պյատիգորսկի Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1997 Руководитель при регистрации: Тер Арам Унанян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Пятигорск, район Горапост, Ставропольский край, Россия Содержание 1 История 2 СМИ 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саргис". В мае 1997 г. в Пятигорск прибыл будущий Католикос, а в то время викарий патриаршей Араратской епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, который освятил фундамент, положив тем самым начало строительства храма. А в конце августа 1997 г. в Кавминводы прибыл Верховный Патриарх Католикос Всех Армян Гарегин I, пожелавший своими глазами увидеть церковное возрождение на Юге России. В 2003 г. строительство храма Сурб Саркис (Святого Сергия) было завершено. Церковь построена в традиционном национальном армянском стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Католикосом всех армян Гарегином Вторым. «Церковь построена исключительно на народные деньги» - сказал настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян. Эта церковь относится к Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Церковный комплекс располагается в Пятигорске в Шахтинском переулке, 2. Армянская церковь Сурб Саркис отлично вписалась в архитектуру Пятигорска и хорошо дополняет исторический и культурный облик этого курортного города. Благодаря своим очертаниям и знаменитому армянскому красно-бурому туфу она легко узнаваема и её не спутать ни с чем. Внутренняя стена, вокруг территории церкви так же отделана тем же туфом. На стене справа от храма размещены барельефы на тему истории Армении с изображениями великих сынов армянского народа. А слева от храма установлено несколько красивых хачкаров. Они посвящены трагическим событиям, таким как Геноцид армян, погибшим в 4-х дневной войне в Карабахе в апреле 2016 г. героям, памяти ушедших родителей. А самый крупный и красивый памятник-хачкар посвящён памяти погибших армян Шаумянского района Арцаха (Нагорного Карабаха). На территории церковного комплекса расположено крупное 3-х этажное здание армянского общественного и культурно-просветительного центра. Там собирается местная армянская община. Тут действуют кружки для детворы, тут взрослые проводят свои мероприятия. Рядом находится ещё одно двухэтажное церковное здание из красного туфа. И ещё здесь стоит армянская часовня, о которой говорилось выше. СМИ Газета "Хачкар (Крест-Камень)" г. Пятигорск Изображения Библиография Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге
Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.
Ростов-на-Дону