Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург)

Описание

Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Город:

не выбрано

Адрес:

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42

Другие
Армянский храмовый комплекс
Церковь Сурб Аствацацин (Армавир)

Церковь Сурб Асцвацацин (Успения Пресвятой Богородицы) Наименование: Церковь Сурб Асцвацацин (арм. Սուրբ Աստվածածին եկեղեցի), также известная как Успенская церковь. История: Одна из старейших церквей Кубани, памятник архитектуры Армавира. Строительство началось в 1840 году как деревянная церковь на каменном фундаменте, сгорела в 1842 году. Каменная церковь, проект Афанасия Фарафонтьева, строилась с 1846 года, освящена в 1861 году. В советское время была закрыта, использовалась как склад. В настоящее время действующая. Информация: Армянская апостольская церковь. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Контакты: 352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, д. 7. +7 (861) 372-81-65.

Армавир

Церковь Сурб Никогос (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Никогайос (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Նիկողայոս եկեղեցիДата основания: 1781 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Настоятели церкви Сурб Никохайос 4 Кладбище 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография 7.1 Сноски История Церковь во имя св. Николая (Сурб Никогос) в Нахичевани заложена в 1781 г. в северо-западной части города (на углу 1-й линии и 1-й Никольской улицы). Строили церковь в 1781 - 1783 годах. [1] В 1862 - был произведен капитальный ремонт здания церкви. Столетний юбилей церкви отпразднован в 1883 г. 16 сентября при ктиторстве Вартереса Мкртычевича Сармакешева. В ней хранились привезенные из Крыма частица мощей св. Николая и св. Креста Господня, некоторые священные камни древнейших времен, много мелких серебрянных вещей древнего происхождения. В ограде храма было кладбище, здесь находилась могила полковника и кавалера Ованеса Абрамова, бывшего депутатом, посланным в Петербург и привезшим данную Екатериной II нахичеванцам Высочайшую грамоту. В этой же ограде похоронены бывшие городские головы А.П. Халибов и К. Гайрабетов. При церкви св. Николая находилась начальная приходская школа во имя св. Сандухты. В начале 1930-х годов храм закрыли и начали разбирать. Уничтожена в 1930-е гг. В 1935 - 1937 годы еще сохранялись его развалины. После Отечественной войны на месте окончательно разобранного армянского храма построили пятиэтажный жилой дом (современный адрес: 1-я линия, 56). Архитектура В отличии от других храмов ее и начали строить каменной. Она была построена в византийском стиле. Ее западный вход с портиком был увенчан высокой звонницей в виде вышки. Три входа в храм украшали четырехколонные порталы. В конце XIX века покрытия барабана и звонницы были заменены восьмигранными шатрами, благодаря чему силуэт церкви стал похож на завершения храмов Армении. Храм имел очень большой колокол весом около 650 кг. Настоятели церкви Сурб Никохайос Протоиерей Товмас Ганцапетьян Священник Погос Степаносьян Священник Маркар Черкезьян Протоиерей Мартирос Товмасович Ганцапетьян (умер в 1931) Протоиерей Погос Хазаросович Бедельянц (умер в 1937) Кладбище В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены известные нахичеванцы, в том числе: депутат, полковник Ованес Абрамян, привезший из Сант-Петерубрга Указ о привелегих армян Нор-Нахичевана Арутюн Халибян, основатель училища в Феодосии (преемник архипастыря Нерсеса, А. Халибян в течение 12 лет состоял Нахичеванским Городским Головою) Маркар Айрапетян - близкий друг революционера-демократа Микаэла Налбандяна. Изображения Разное По традции, некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В церкви св. Николая – камень Спасителя. В храме была уникальная библиотека, где хранились древние армянские рукописные книги. При церкви св. Николая находилась приходская начальная школа во имя св. Сандукты. В церкви хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте. В 1873 году в церкви был крещен будущий армянский поэт и переводчик Оноприос Анопьян. 16 сентября 1883 г. отпраздновали вековой юбилей церкви. Церковь была особо чтима нахичеванскими армянами. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 (Сведения о бывших священнослужителях Армянских церквей г.Нахичевани-на-Дону и Кресто-Воздвиженского монастыря с 1843 года ) Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Перевод с армянского Ш. М. Шаги-няна. Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону, Ереван, 1988 Семейный архив Т. А. Сурженко, внучки поэта. Альбом «Оноприос Анопьян», рукопись, запись № 37; хранится в Ростове-на-Дону, улица Вильнюсская, 5 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Печальная судьба храма Святого Николая Сноски ↑ По имени церкви была названа улица - Никольская, протянувшаяся вдоль Дона (переименованная в 1920-х годах в улицу Рабкоровскую, а после Великой Отечественной войны - в улицу Листопадова).

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира