Церковь Сурб Урбат (Тополевка)

Описание

Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Григорис (Дагестан)

Церковь Сурб Григорис (Дагестан) Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի Церковь Святого Григориса St. Grigoris Church Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցիДата основания: IV век Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Епархия, приход : российская епархия Адрес: РФ, РД, Дербентский район, село Нюгди Ссылки: [1], [2], [3], Содержание 1 История 2 Разное 3 Изображения 3.1 Камень с памятной надписью 4 Библиография История Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: «Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916». Нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала XX века. В часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.». Так выглядела часовня в 1899 году. Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1850 году, когда её посетил архиепископ Саргис Джалалянц (1819—1879), о ней он написал во второй части «Путешествия по Великой Армении»: «построена маленькая часовня, внутри которой — квадратная могила…». В 1857 году часовню посетил известный в своё время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян.Ерзинкян писал: «…построенная из кирпича часовня в Агванке, на берегу ручья Гурган, на краю холмистой равнины. Длина часовни −18 футов, ширина — 10, а высота — 20. В южной стене этой маленькой часовни открыто два окна, строение сводчатое, в интерьере — маленькие кирпичные арки, а в верхней части бостонной стены висят старые изображения Распятия, Страстей Христовых и Богоматери без надписей. В центре святой часовни есть маленький купол, высота которого 5 с половиной пядей, ширина — 3, а длина — 4. Имеет 3 очень маленьких окна и дверь на восточной стороне, поэтому в честь святых мощей, блаженных реликвий и счастливого мученика курят фимиам, купол имеет остроконечный шатер, который увенчан железным крестом». Часовня, а в 1916 году — церковь были возведены в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса — Григориса, причисленного к лику святых. Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании, что в итоге привело его к мученической гибели. Как сообщают раннесредневековые историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царём Вачаганом III Благочестивым. В советский период церковь была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены церкви Св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство нет. Но, несмотря на это, жители села не разрушали древний храм, а наоборот почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры. Длина церкви 17 м, ширина 12 м, высота с куполом около 18 м. На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями. С четырёх сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста. Ведутся восстановительные работы, которые долгие годы возглавлял председатель армянской общины Дербента и Дагестанского регионального отделения Союза армян России Виктор Данилян (1951—2019) при поддержке группы энтузиастов. Возродилась традиция паломничества к церкви, когда армянские семьи Дагестана, юга России и из других мест приезжают поклониться Святому Григорису в предпоследнее воскресенье августа. К августу 2011 года храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник — Мелик-Мамед Агабалаев, консультируясь с духовным наставником армян Дагестана Тер Саргисом (Погосян), написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы (Спасителя, Богородицы, Св. Григория Просветителя и св. Георгия Победоносца). 20 августа 2011 года Главой епархии Юга России Армянской Апостольской церкви, епископом Мовсесом Мовсесяном проведён обряд помазания восстановленного купольного креста и икон. В 2014 году купольный крест был установлен на своё место. В 2016 году, 21 августа в Нюгди торжественно отметили 100-летие церкви святого Григориса, состоялись молебен, обряд крещения новых прихожан и праздничная трапеза, на празднике присутствовали дагестанские армяне, гости из Еревана, Пятигорска, Кисловодска, представители православной, мусульманской и иудейской общин Дагестана, органов республиканской власти. Разное Церковь построена на месте мученической гибели Святого Григориса. Григорис - святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса Св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя. Изображения Камень с памятной надписью Один из местных жителей, Камиль Кудратов, у себя во дворе сохранил камень с памятной надписью. Отец Камиля, умирая, завещал сыну передать, когда придет время, этот камень тем, кто будет реставрировать христианский храм. Церковь реставрирована. Библиография История храма и его восстановления под руководством председателя общины В. Даниляна Дагестан. Часовня Св. Григориса: памятник от истоков христианства В селении Нюгди отметили день Святого Григориса Церковь святого Григориса в с. Нюгди 2016 и награждение В.М. Даниляна (2016)

Церковь Сурб Арутюн (Тверь)

Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Наименование: Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), Армянская Апостольская Церковь История: Строительство началось в 2001 году, освящение основ – в 2000 году. Завершение основных работ – 2007 год. Построена на средства благотворителей и пожертвования местных армян. Здание выполнено в традиционном армянском стиле из красного туфа (Армения). Высота – 33 метра, площадь – 2500 кв.м. В 2005 году установлен хачкар из Армении. Купольные кресты освящены в 2012 году. С 2016 года действует Духовно-просветительский центр "Айордеац тун". Информация: В церкви действуют молодежные организации, образовательные учреждения (включая армянскую школу), творческие коллективы. Внутреннее убранство скромное, без иконостаса в привычном понимании. Рядом с церковью – трехэтажное здание с школой, домом причта, музеем и залом торжеств. Контакты: 170008, Тверская область, г. Тверь, пр-кт Волоколамский, д. 1 +7 (482) 250-73-94, +7 (482) 232-88-15, +7 (903) 806-47-00

Церковь Сурб Саркис (Воронеж)

Церковь Сурб Саркис (Святого Саркиса) в Воронеже Вид заведения Церковь Дата основания 2015 год Адрес 394000 Воронежская область город Воронеж улица Донбасская дом 2 Телефон +7 (985) 763-30-97 История Действует при МРО Церковь "Сурб Саркис" Построена в 2012-2015 годах по проекту архитектора Геворга Ширваняна Финансирование осуществлено Воронежской армянской диаспорой Освящена в честь легендарного армянского героя-христианина Саркиса Архитектурная конструкция Небольшое здание облицованное розовым туфом Конусообразная сегментированная каменная кровля Барельеф всадника поражающего копьем дракона на фасаде Многочисленные барельефы и орнаменты на внешних стенах Две колонны по сторонам входа Большой ажурный крест и фигуры в монашеских рясах над входом Интерьер расписан армянскими художниками в национальном стиле Много резных элементов в моленном зале Великолепная центральная люстра В алтаре камень из древней разрушенной церкви с барельефом Божией Матери с младенцем Изображения Детали экстерьера храма Интерьер храма Библиография Церковь Св Саркиса в Воронеже Армянская церковь Святого Саркиса Воронеж Церковь святого Саркиса Церковь Святого Саркиса в Воронеже Фото храма

Воронеж

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира