МРО "Церковь Сурб Григор Лусаворич" (Балашиха) Местная Религиозная Организация Церковь "Сурб Григор Лусаворич" (Святой Григор Просветитель) Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Города Балашихи Московской области Дата основания: 19.09.2011 Руководитель при регистрации: Настоятель - Нерсисян Мкртич Григорьевич Адрес: 143909, Московская обл., г.о. Балашиха, г. Балашиха, ул. Звездная, д. 10, кв. 101 Телефон/Факс: +7 (915) 005-68-15 История
Балашиха
143909, Московская обл., г.о. Балашиха, г. Балашиха, ул. Звездная, д. 10, кв. 101
+7 (915) 005-68-15
Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск) Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցի Церковь Св. Переводчиков Саака и Месропа Պյատիգորսկի Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցիДата основания: 1885 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: ул. Крайнего, 55, Пятигорск, Россия Ссылки: http://old.behtau.net/uarm.php История На юго-восточном углу пр. Кирова и ул. Крайнего, на месте большого кубического здания некогда находилась первая армянская церковь Пятигорска. Первая армянская церковь в нашем регионе появилась в 1793 г. в Георгиевске. Эта церковь Петра и Павла относилась к Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории. При планировании нового окружного города Пятигорска было предположено и строительство армянской церкви. Летом 1834 г., по просьбе армянской общины Пятигорска, архитектор Первого кавказского военно-рабочего батальона – де Потт – составил проект каменной церкви в классическом стиле, с колонным портиком. Для армянской общины был выделен большой участок под церковь в 16-м квартале Пятигорска. Петербургская Комиссия проектов и смет весной 1835 г. не одобрила представленный проект храма. Позднее новый проект армянской церкви был составлен в Петербурге. К 1842 г. армянская община в Пятигорске собрала 14 тысяч рублей на строительство храма, однако его сооружение задерживалось. Долгие годы различные обряды (венчание, крещение и пр.) проводились в армянской церкви Георгиевска. В 1860-х годах община снова подняла вопрос о своей церкви в Пятигорске. В 1869 г. было получено разрешение о строительстве храма на отведенном обширном участке, на котором с 1824 г. находился казенный Деловой двор. Участок занимал юго-восточный угол улиц Царской (ныне – пр. Кирова) и Базарной (ныне – Крайнего). Первоначально здесь была сооружена небольшая часовня, а в частном доме на противоположном, северо-западном углу Царской и Базарной улиц, была устроена временная домовая церковь. Сбор пожертвований и сооружение нового храма на месте часовни затянулись на долгие годы. Лишь в 1885 г. новая армяно-григорианская церковь в Пятигорске была освящена во имя Святых переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац). Первым священником храма стал Тер-Авраам Шхиньянц (1860-1917). Церковь была окружена оградой и деревьями. Благодаря стараниям ктитора (старосты) церкви Лазаря Свешникова (1833-1901) к 1901 г. была надстроена колокольня над входом в храм. Одноглавый храм был сооружен из местного кирпича и машукского камня в византийском стиле. Крестообразное в плане здание имело небольшой шатровый купол на высоком восьмигранном световом барабане с кокошниками. Купол храма был увенчан главкой с крестом. Главный, западный вход в храм находился в просторной нише со стороны ул. Базарной Над входом была сооружена четырехугольная колокольня с низким шатровым куполом. В 1891 г. молодой зодчий Э.Б. Ходжаев построил южнее храма церковно-приходской двухэтажный дом по собственному проекту. Здесь размещались армянское церковно-приходское училище, типография Садовникова – Нагорова и местное отделение Кавказского Армянского Благотворительного Общества. В 1917 г. приход пятигорской армянской церкви насчитывал более 2 тысяч человек. Священник Шхиньянц, скончавшийся 5 февраля 1917 г., был похоронен у восточной стены своей церкви. Новым священником стал Тер-Чусканянц. В 1920 г. упраздненная церковь была закрыта, а перестроенное здание передано под музей революции. Позднее здесь открылся спортивный зал. В 1956 г. бывшее церковное здание разрушили и вскоре на его месте построили здание института «Промстройпроект». С 1920-х годов в церковных домах размещалась городская поликлиника имени 1-го Мая. В 1997 г. на холме в районе «Гора-Пост» началось сооружение новой армянской церкви имени Святого Сергия (Сурб Саргис) в национальном стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Изображения
МРО Церковь "Сурб Ованнес" (Иваново) Местная религиозная организация Церковь «Сурб Ованнес» (Святого Ованнеса) г. Иваново Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 24.03.2003 Руководитель при регистрации: Староста - Алоян Срап Мишаевич Адрес: 153015, Ивановская область, г. Иваново, ул. Некрасова, д. 102а Телефон/Факс: +7 (093) 231-10-45, +7 (980) 680-55-55 История При МРО Церковь "Сурб Ованнес" строится Церковь "Сурб Ованес". Члены церковного совета Алоян Срап Мишаевич Акобян Армен Варданович Амирагян Самвел Котикович Андраникян Вардан Вирабович Аракелян Армен Рубикович Буноян Эдуард Маисович Геворгян Альберт Ашотович Манукян Аревшат Гамлетович Мартиросян Сос Алибекович Мкртчян Армен Гамлетович Саакян Эрик Патваканович Палоян Вартан Самвелович Трандафилов Саша Саавович
Иваново
Монастырь Сурб Хач (Крым) Surb Khach Haykakan Vanq, Yalta (Crym) St. Croix Armenian Monastery (Crym) Սուրբ ԽաչВид заведения: монастырский комплекс Дата основания: 1358 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Ссылки: [1] Содержание 1 История 2 Архитектура монастыря 2.1 Церковь Сурб-Ншан 2.2 Трапезная монастыря 2.3 Братский корпус 2.4 Фонтаны и сад 3 Изображения 4 Библиография История Монастырский комплекс Сурб-Хач (арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ], дословно — Монастырь Святого Креста) — состоит на государственном учёте с 1963 года[2]. Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма. Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из Армении в Крым. Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. В 1778 году в рамках переселения армян из Крымского ханства в Россию, организованного Екатериной ll, духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — где основывается город Нахичевань-на-Дону и уже в 1783 году закладывается новый монастырь с тем же именем. В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин. В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. С 25 декабря 2009 года к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества. Архитектура монастыря Комплекс строений монастыря включает: Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), 1358 год. Трапезная монастыря, XVIII в., с достроенным в конце XIX в. вторым этажом Кельи (братский корпус), 1694 год Два фонтана и лестницы в монастырском саду, XVIII—XIX вв. Церковь Сурб-Ншан Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей. Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года. Трапезная монастыря Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века. В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами. Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан. Братский корпус Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…». Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной. Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев. К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия. Фонтаны и сад Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем. Изображения Панорама монастыря на 360 градусов Трапезная Хачкар у входа в церковь Сурб-Ншан Вход во дворик с келиями с западной стороны церкви Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач Фонтан Аверс памятной монеты Реверс памятной монеты Библиография Елена Скрябина «Сурб- Хач: легенды и были» Монастырь Сурб - Хач