МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Севастополь) Местная Религиозная Организация Церковь "Сурб Аствацацин" (Пресвятой Богородицы) Г. Севастополя Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 19.11.2020 Руководитель при регистрации: Настоятель - Хананян Даниэль Геннадиевич Адрес: 299059, г. Севастополь, пр-кт Античный, д. 3, кв. 58 История
Севастополь
299059, г. Севастополь, пр-кт Античный, д. 3, кв. 58
Церковь Сурб Аствацацин (Всеволожск) Церковь Пресвятой Богородицы Церковь Сурб Мариам АствацацинДата основания: 16.07.1998 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Всеволожский район, Всеволожск, г. Всеволожск, Армянский переулок,11 Ссылки: vk История Строительство Церкви Сурб Аствацацин началось в 1998 г. на средства Самвела и Елены Мовсисян. Закладка церкви была произведена еще 16 июля 1998 года, после того как инициативной группой во главе с благодетелем Армянской Церкви Санкт-Петербурга Самвелом Мовсисяном был выкуплен земельный участок для строительства. Летом 2003 года были завершены основные строительные работы. 5 сентября 2003 г. в городе Всеволожске состоялась торжественная церемония освящения Армянской Апостольской Церкви Пресвятой Богородицы. [1] Церковь начала действовать с 2006 г. при МРО Церковь "Сурб Аствацацин". При церкви находится пастырский дом. С 2012 г. при церкви действует женский совет "Сурб Аствацацин". На территории церкви построена воскресная школа имени Егише Чаренца. Духовный пастырь – священник Аршак Назарян. Библиография Новая армянская церковь освящена в России (2003) Санкт-Петербург. Юбилей армянской общины (2011) Сноски ↑ В торжественной церемонии принял участие и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, подчеркнувший в своем выступлении. От имени Правительства Санкт-Петербурга он сердечно поздравил Верховного Патриарха, Католикоса Всех Армян Гарегина Второго, Главу Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ епископа Езраса Нерсисяна и инициативную группу армян Всеволожска с освящением церкви, а также поблагодарил Администрацию Всеволожского района, всех спонсоров и строителей за их вклад в возведение храма.
Всеволожск
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь
Церковь Сурб Григор Лусаворич (Череповец) Церковь Святого Григория Просветителя Конфессии: Армянская апостольская церковь Содержание 1 История 2 Региональная общественная организация "Союз армян Вологодской области" 3 Изображения 3.1 Проект церкови Сурб Григор Лусаворич в г. Череповец (10.04.2019) 4 Библиография История Местная религиозная организация была зарегистрирована 15.07.2011. Союз армян России зарегистрирован в 2007 году. В 2009 г. в Череповце был открыт Армянский культурный центр, где работает воскресный детский сад, библиотека и учебный центр армянского языка, словом, – центр армянской культуры. На территории Вологодской области и в Череповце проживает порядка 5,5 тысяч армян. (В области в целом около 11 тысяч человек). Староста приходского совета и председатель Союза армян – Гарлем Григорьевич Заргарян. 10 апреля 2019 г. Армянская диаспора представила проект будущего храмового комплекса в Череповце. Армянскую апостольскую церковь планировалось построить в Зашекснинском районе, недалеко от поворота с Октябрьского проспекта на Лесное, рядом со строительным гипермаркетом. Комплекс предполагалось сделать из армянского туфа. Региональная общественная организация "Союз армян Вологодской области" Изображения Проект церкови Сурб Григор Лусаворич в г. Череповец (10.04.2019) Библиография Армянская диаспора показала проект будущего храмового комплекса в Череповце