Церковь Сурб Геворг (Волгоград, Россия) Церковь Сурб Геворк Церковь Святого ГеоргияКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: ул. Новорядская 124, Волгоград, Россия Телефон/Факс: (902) 386 87 77, (844) 232 62 06 Ссылки: [1] Содержание 1 История 1.1 Приходской совет 1.2 Попечительский совет 2 Памятные события 3 Молодежные организации 4 Творческие коллективы 5 СМИ 6 Изображения 7 Разное 8 Библиография История Часовня Сурб Геворг была построена в 2000-2002 гг. Сурб Геворг представляет крестово-купольный храм с колокольней. В период строительства, во время своего пастырского визита в Волгоград, Глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископ Езрас Нерсисян предложил переделать часовню в церковь, добавив колокольню и Св. Престол. 11 ноября 2001 г. были освящены купольные кресты. 27 сентября 2003 г. церковь Сурб Геворг была освящена Главой Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Езрасом Нерсисяном. В 2004 году рядом с Церковью была построена Свечная зала. В 2006 году была построена трапезная, где отмечаются церковные праздники и раздается Матах. При церкви действуют воскресные классы, молодежный союз “Айк”, а с 2003 г. издается газета “Лусаворич” (“Просветитель”). Планируется строительство воскресной школы, библиотеки. В 2013 году при церкви было открыто здание притчевого дома. 26 апреля 2013 г. в Волгограде был заложен фундамент для строительства новой церкви. Духовный пастырь – священник Тер (Отец) Малахия (Оганян) Приходской совет Священник Магакия Оганян Геворков Рудольф Гургенович - староста церковно-приходского совета Погосян Рачик Григорян Рафаел Самвелович Франгулян Володя Газарян Александр Левонович Адамян Армен Меружанович Нерсисян Грачья Петросян Арамаис Бахшевич Попечительский совет Погосов Левон Вачаганович – председатель попечительского совета Маркосян Мирон Ефремович Адамян Андраник Маисович Багирян Михаил Михайлович Мартиросян Артур Вардгесович Ханзадян Мартин Бениаминович Памятные события Молодежные организации Молодежный союз "АЙК" г. Волгоград Творческие коллективы Ансамбль "Армения" при церкви Сурб Геворг СМИ Газета "Лусаворич" Изображения Освящение крестов церкви Свечная зала Монумент жертвам Геноцида армян Хачкар во дворе церкви Разное Местная религиозная организация была зарегистрирована 31.12.2002. В ознаменование 1700-летия принятия христианства в Армении во дворе церкви был установлен хачкар. Библиография Армянская церковь Святого Георгия (Волгоград)
не выбрано
ул. Новорядская 124, Волгоград, Россия
МРО Церковь "Сурб Саргис" (Славянск-на-Кубани) Местная Религиозная Организация Приход Святого Саргиса (Сурб Саргис) Города Славянска-на-Кубани Централизованной Религиозной Организации Епархии Краснодарской и Северокавказской Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 07.06.2023 Руководитель при регистрации: Настоятель - Топашян Тер Гевонд Левонович Адрес: Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7, литер А История МРО Церковь "Сурб Саргис" окормляет Церковь Сурб Саркис.
Славянск-на-Кубани
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь
Церковь Сурб Арутюн (Москва) Церковь Св. Воскресения (Москва) Resurrection Armenian Apostolic Church (Moscow) Մոսկվայի Սուրբ Հարություն եկեղեցիВид заведения: Кладбищенская церковь Основатель: Мина и Яким Лазаревы Конфессии: Армянская апостольская церковь Адрес: г. Москва, ул. Сергея Макеева, 10 Телефон/Факс: +7 (499) 255-50-19 История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". Церковь Сурб Арутюн (Святое Воскресение) была сооружена в 1815 г. при Армянском кладбище на Ваганьковском поле "иждивением" братьев Мины и Ивана Лазаревых. В этот храм были перенесены из Успенской церкви останки погребенных в ней родственников Лазаревых. Храм Сурб Арутюн стал фамильной усыпальницей Лазаревых, в нем были захоронены 23 представителя этой прославленной семьи. Несколько больше «повезло» часовне на Армянском кладбище: ее стали использовать в качестве гранитной мастерской, а поминальный дом, построеннный на средства купца Жамгаряна, превратили в склад для хранения гробов. Храм Сурб Арутюн стал фамильной усыпальницей Лазаревых, в нем были захоронены 23 представителя этой прославленной семьи. Здесь, в частности, похоронен учредитель и первый попечитель Лазаревского института восточных языков Еким Лазаревич Лазарев. Церковь-ротонда лишена колокольни, так как до 1860-х гг. колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был под запретом. В 1956 году власти вернули часовню верующим армянам и разрешили молиться. А в 1996 г. вернули и поминальный дом. В кладбищенской часовне покоятся перенесенные из Пресненской Армянской церкви останки представителей династии Лазаревых. Здесь, в частности, похоронен учредитель и первый попечитель Лазаревского института восточных языков Еким Лазаревич Лазарев. Кстати, 185 лет исполнилось и этому храму знаний, который был построен для удовлетворения культурных и образовательных потребностей московских армян и где сейчас располагается Посольство Республики Армения. В дни печальных событий в Сумгаите, Кировобаде, Баку московские армяне приходили к часовне на многолюдные митинги и церковь их защищала от чересчур пристального внимания тогдашних карательных органов. История, связь времен, место коллективных молитв, место встреч и прощаний - так много значит это небольшое пространство в жизни общины. Но как бы то ни было - это кладбище, это, по существу, Пантеон армянской диаспоры Москвы, ибо многие выдающиеся деятели армянской истории, культуры и науки нашли здесь свое последнее пристанище. Всего на территории в 2,5 га более 4,5 тысяч могил с 10 тыс. фамилиями. На конфессиональную принадлежность этого классического храма указывает хачкар – резной замковый камень над главным входом, и отсутствие иконостаса внутри; алтарь, как положено в армянских храмах, установлен на возвышении. На территории церкви находится также дом причта. Во внешней части церкви выделено место для свечей верующих. У церкви расположен хачкар, к которому по траурным дням (в частности, День памяти жертв Геноцида армян) возлагаются венки. Вход в церковь украшен разными изображениями ангелов и святых. Священнослужители – священник Акоп Сароян, священник Геворг Варданян, священник Мартирос Берберян, священник Тадеос Тертерян, священник Аракел Амирян, священник Сепух Амирян, дьякон Даниэль Хананян. Захоронения в церкви Лазарев Лазарь Назарович Лазарев Иван Лазаревич Лазарев Иоаким Лазаревич Лазарев Миной Лазаревич Лазарев Христофор Лазаревич Лазарев Артемий Иванович Лазарев Артемий Иоакимович Лазарев Иван Христофорович Лазарева Екатерина Ивановна Лазарева Анна Васильевна Лазарева Анна Иоакимовна Абамелек Марфа Акимовна Джаншиев Григорий Аветович Кусикян Иосиф Карпович Эмин Никита Осипович Халатьянц Григорий Абрамович Петросян Тигран Вартанович Бабаев Андрей Ованесович Шах-Азиз Сумбат Симонович Назарьянц Степанос Есаевич Бек-Назаров Амо Иванович Князь Аргутинский-Долгорукий Н.А. Шагинян Мариэтта Сергеевна Мсриянц Мсер Григорьевич Тарасов Г.А. Аракелов Геннадий Андраникович Бадалян Левон Оганесович Писатель Андрей Платонов
Климовск