Церковь Святой Анны (Севастополь)

Описание

Церковь Святой Анны (Севастополь) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Армяно-григорианская церковь находилась на ул. Чесменская, 22 (совр. ул. Советская). Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник». Чин освящения алтаря во имя св. Анны совершили глава Кишиневской армяно-григорианской консистории архиепископ Нерсес Бархударьян, архимандрит Леон и старокрымский викарий Егише Мурадьян. Храм был сооружен на средства жительницы Севастополя Авдеевой. 25 августа 1909 года армяно-григорианская община праздновала в своем храме первый престольный праздник и на это торжество приехал симферопольский священник О. Налбандян. По сведениям из Адрес-календаря Севастопольского градоначальства 1911 года настоятелем «армяно-григорианской церкви» был Эреванциянц Тер-Саркиз. Стоит упомянуть о том, что, если в 1867 году в Севастополе насчитывалось армян-григориан всего 23 человека (14 муж. и 9 жен.), что составило 0,2% от общего количества жителей, то в 1909 году в Севастополе проживало 1373 армян-григориан (армяне-католики учитывались вместе с католиками). Ктитором армяно-григорианской церкви был нотариус, один из директоров тюремного комитета, член обществ «Патронат» и «Сомех-Нофлим» А.И. Каракаш. К 1913 году армяно-григорианская община имела церковно-приходское училище на 24 ученика (заведующий Е.В. Тер-Енокианц) и попечительство. Все это было расположено в собственном их доме по ул. Чесменской, 22. Здание армяно-григорианской церкви было каменным, одноэтажным, с подвальным помещением, одноглавым, с колокольней. «Дом без рисунков, имеется небольшая передняя. Внутри здания стены выкрашены масляной краской. Всего имеет 7 окон и 3 дверей. Пол покрашен красным, потолок побелен, имеет 1 купол и 1 колокол, крыша покрыта цинковым железом, здание прочное». Наружные размеры здания: длина – 26 ½ аршина, ширина 11 аршин, высота – 5 аршин. Во дворе церкви находился принадлежащий ей трехэтажный дом, имеющий 3 квартиры с электрическим освещением. Во дворе имелся один сарай и каменная прачечная. Помещение, где проходили богослужения занимало площадь 123 кв. м, отапливалось двумя печами, по периметру зала имелась стеклянная галерея. После революции и установлении советской власти в Севастополе, 18 ноября 1922 года община заключила договор с Севастопольским окружным исполкомом. Но еще до его заключения, в соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», 10 апреля 1922 года из храма были изъяты серебряные вещи: 2 ризы с икон, крест среднего размера и 4 венчика «с голов». В 1920-е годы армяно-григорианская церковь именовалась армяно-григорианским молитвенным домом св. Анны. Настоятелем храма был протоиерей Ваган Манукович Мамиконьян, приехавший в Севастополь в 1921 году. Согласно анкете, которая была составлена в 1924 году, он родился в 1860 году в Эриванской губернии, принадлежал к крестьянскому сословию, был женат, в семье – три человека. По его сведениям, число прихожан в 1922 году насчитывало 540 человек. Но уже в 1923 году В.М. Мамиконьянц и церковные попечители, подавая в церковный стол сведения о прихожанах, указали 32 человека и объяснили, что «фактически постоянных прихожан мало». В 1923 году община армяно-григорианского молитвенного дома докладывала в церковный стол, что богослужения в молитвенном доме проходят редко, только в торжественные дни при участии «случайных певчих», в храме нет ни дьякона, ни псаломщика, ни даже церковного сторожа. Община не имела средств на их содержание. В 1927 году церковный доход, который состоял из добровольных пожертвований, кружечного сбора, денег за обряды и средств, поступающих от продажи свечей, составил 474 руб. 30 коп. Они тратились на небольшое жалование священнику, страховку, на покупку свечей, мелкий ремонт храма, на приобретение угля, муки и другие мелкие расходы. Дом, который находился во дворе церкви, был муниципализирован. Несмотря на тяжелое материальное положение община в 1928 году отремонтировала в нем крышу, но требовался ремонт окон, дверей, покраска. Все это нашло отражение в акте смотра представителями коммунхоза в 1929 году. Они отмечали, что за домовладение ответственна армянская община в лице смотрителя Гарбацун, а также то, что «строение для дальнейшего использования по своему назначению пригодно для жилья». В акте также отмечалось, что «церковь около года никак не используется и закрыта». К этому времени настоятеля храма Вагана Мануковича Мамиконьяна и его жену Сару Георгиевну лишили избирательных прав. Прошение о пересмотре дела 18 мая 1930 года было отклонено. Учитывая, что в этот период Черноморский флот пополнился новыми кораблями и в Севастополь прибыло много военнослужащих, из города выселяли лиц, лишенных избирательных прав. Эта участь не миновала настоятеля. В личных делах лишенцев В.М. Мамиконяна и его супруги хранятся листки выбытия адресного стола, на которых написано, что они выбыли в г. Ленинград к сыну – врачу Мамиконяну. В июне 1929 года в стол религиозных культов поступило заявление от армян с просьбой о ликвидации их церкви. По этому заявлению в Президиум горсовета административным отделом были подготовлены документы о ликвидации армяно-григорианской церкви. В докладной записке указывалось, что в дореволюционное время верующих армян было около 230 человек, посещаемость храма в будние дни составляла 30-50 человек, в воскресные дни – 100-130 человек, а в двунадесятые праздники посещаемость была 100%. В 1927-1929 гг. «посещаемость упала на 95-97%, ибо богослужения в [19]27-[19]28 гг. совершались всего 4 раза, в [19]29 г. богослужения совершенно не было. Часть верующих в числе 20-25 человек еще пока держались за свою церковь, которые все являются исключительно бывшие торговцы, рабочая же масса от церкви совершенно отошла». 25 октября 1929 года на заседании Президиума в числе прочих был заслушан вопрос о ликвидации армяно-григорианской церкви в связи с отказом от дальнейшей аренды. 26 октября 1929 года аналогичное решение о ликвидации приняло бюро райкома ВКП(б). Армяне ходатайствовали о передаче здания под детский дом детей-армян. 31 января 1930 года на заседании правления Севастопольского армянского общества «Взаимопомощь» было решено ходатайствовать перед горсоветом о передаче здания армянской колонии «для обслуживания культурно-просветительных нужд». 25 февраля 1930 года Президиум КрымЦИКа своим постановлением окончательно ликвидировал армяно-григорианскую церковь в Севастополе. 9 марта 1930 года представители органов власти произвели обследование имущества, подлежащего передаче в Госфонд. Сдаче по особому акту подлежали: 1 старый шкаф стоимостью 8 руб. 50 коп., 3 ветхих венских стула – 4 руб. 50 коп., две медных люстры: большая и малая по цене 20 и 5 руб. соответственно и пр. Но были переданы и более ценные вещи: серебряные чаша и тарелочка, два серебряных креста, бронзовый колокол. В списке значилось 90 предметов, серебра насчитывалось 1 кг 212 г, бронзы (колокол) – 69,5 кг. Всего на сумму 423 руб. 96 коп. В 1938 году здание находилось в ведении городского отдела народного образования. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указано, что «степень годности» здания составляла 20%. В соответствии с номерным планом города Севастополя (1955 г.), месту, на котором располагалась армяно-григорианская церковь, был присвоен новый адрес – ул. Советская, 14. Предполагаемый вид Армяно-Григорианской церкви. Набросок На этом месте была церковь

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург)

Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Церковь Сурб Егия (Богатое)

Церковь Сурб Егия (Богатое) Церковь Сурб ЭгияКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Крым, Белогорский район, село Богатое История На окраине села Богатое (старое название Бахче-Эли, Бакчи Эли) Белогорского района находится армянская церковь XIV века Сурб Егия (Ильинская), которая была составляющей частью монастыря святого Ильи (Аменапркич, Спаса-Преображения, Всеспасителя). Имя Егия - происходит от армянского, армянская форма имени Илья. Монастырь св. Ильи отличался от других монастырей тем, что службу в нем проводили раз в год, в день святого Ильи 2 августа. Культовое сооружение сочетает элементы национальной армянской архитектуры (орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен), западноевропейскую (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод) и арабскую (двери выделялись нишевыми порталами). Просуществовал монастырь вместе с церковью более 6 веков, до первой половины прошлого века. С приходом советской власти и под лозунгом «борьбы с религией» в 1927 монастырь был закрыт. Монастырский комплекс включал в себя хозяйственные постройки, кельи, церковь и фонтан, который был монастырским источником. В путеводителях начала ХХ века монастырь упоминается, как источник целебной воды. В частности, в путеводителе И. Бумбера (1914 год) написано: «В 13 верстах от Карасубазара (на ю.-в.) - деревня Бахче-Эли. Возле нее, в имении Картыша-Сарай, издавна существует источник целебной воды. Вода эта, по данным Харьковской и Петербургской лабораторий, стоит выше Контрексвиля. Источник пока не разработан. Бахче-Эли - дачное местечко. Здесь при армяно-григорианском монастыре, есть до 20 удобных номеров, масса фруктовых садов. Близко лес.» Фонтан разобран в 60-х годах ХХ века. Монастырь, а точнее то, что от него осталось - церковь Святого Ильи, в 1963 году включён в реестр памятников культурного зодчества. Видео [1] Изображения

Церковь Сурб Аствацацин (Москва)

Церковь Сурб Аствацацин (Москва) Церковь Успения Богородицы (Москва) Մոսկվայի Սուրբ Աստվածածին հայկական եկեղեցիДата основания: 1746 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Другая армянская церковь в Москве существовала на Пресне, в другом месте компактного расселения армян. Здесь в 1729 году российские власти подарили участок земли грузинскому царю Вахтангу Левановичу. В 1731 году царь Вахтанг во время своего визита в Москву выделил часть земли на Пресне армянам, которых было много в его свите. Здесь была устроена армянская церковь Успения Богородицы и кладбище. Успенский храм существовал еще в конце 20-х годов XX века, но вскоре был снесен. Пустырь на его месте был застроен жилыми домами лишь в 60-е годы. Ранее в 1731 г. грузинский царь Вахтанг, в свите которого были и армяне, во время своего визита в Москву выделил земельный участок на Пресне,принадлежащий грузинскому престолу, для строительства армянской церкви и кладбища при ней. Здесь, на Пресне - другого компактного места расселения армянской общины, была построена армянская церковь Успения Богородицы, а по Большой Грузинской улице - дома армянской церкви. Таким образом, церковь в Столповом (Армянском) переулке была вторым в Москве армянским храмом. Третья церковь была сооружена на Ваганьковском (так писалось ранее) поле "иждивением двух братьев" Лазаревых. Территория для кладбища была приобретена армянским купцом Вааганом. В эту кладбищенскую церковь были перенесены из пресненской армянской церкви останки погребенных в ней родственников Лазаревых. Первая армянская церковь в Москве была построена в 1746 году во имя Успения Пресвятой Богородицы и располагалась она на Пресне (на территории нынешнего зоопарка). Церковь Успения Богородицы на Пресне — первая армянская церковь в Москве.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира