Церковь Сурб Геворг (Гайкодзор) Церковь Сурб Геворг (Гай-Кодзор) Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1997 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Краснодарский край, Анапский р-н, село Гай-Кодзор, ул. Шаумяна, 170 Ссылки: Сайт церкви Аэросъемка Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Воскресная школа 4 Изображения История Церковь Сурб Геворг действует МРО Церковь "Сурб Геворг". 1997 г. — закладка первого камня маленькой церкви, установления хачкара, привезенного из Армении и окончание строительства маленькой церкви. 2008 г. — подготовка участка земли и документации для строительства новой большой церкви. 2009 г. — начало строительства большой Армянской Апостольской церкви. В 2009 г. был заложен фундамент, а в 2016 г. освящен храм «Сурб Геворг» Главой Епархии Юга России Епископом Мовсесом Мовсесяном. Вся армянская диаспора г-к Анапа принимала участие в строительстве вместе с 16 основными меценатами. Храм находится в селе Гайкодзор на возвышенности, где установлен «Хачкар» в честь строительства церкви и дружбы между армянским и русским народами. Архитектура Во дворе церкви располагается хачкар, каждый год 28 мая празднуется в селе как праздник Хачкара. Церковь построена по всем правилам строительства Армянских Апостольских церквей. Фасад здания маленькой церкви сделан из красного кирпича, фасад новой церкви будет построен из вулканического туфа, который привезут из Армении. Воскресная школа Изображения
не выбрано
Краснодарский край, Анапский р-н, село Гай-Кодзор, ул. Шаумяна, 170
Церковь Сурб Григорис (Дагестан) Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի Церковь Святого Григориса St. Grigoris Church Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցիДата основания: IV век Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Епархия, приход : российская епархия Адрес: РФ, РД, Дербентский район, село Нюгди Ссылки: [1], [2], [3], Содержание 1 История 2 Разное 3 Изображения 3.1 Камень с памятной надписью 4 Библиография История Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: «Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916». Нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала XX века. В часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.». Так выглядела часовня в 1899 году. Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1850 году, когда её посетил архиепископ Саргис Джалалянц (1819—1879), о ней он написал во второй части «Путешествия по Великой Армении»: «построена маленькая часовня, внутри которой — квадратная могила…». В 1857 году часовню посетил известный в своё время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян.Ерзинкян писал: «…построенная из кирпича часовня в Агванке, на берегу ручья Гурган, на краю холмистой равнины. Длина часовни −18 футов, ширина — 10, а высота — 20. В южной стене этой маленькой часовни открыто два окна, строение сводчатое, в интерьере — маленькие кирпичные арки, а в верхней части бостонной стены висят старые изображения Распятия, Страстей Христовых и Богоматери без надписей. В центре святой часовни есть маленький купол, высота которого 5 с половиной пядей, ширина — 3, а длина — 4. Имеет 3 очень маленьких окна и дверь на восточной стороне, поэтому в честь святых мощей, блаженных реликвий и счастливого мученика курят фимиам, купол имеет остроконечный шатер, который увенчан железным крестом». Часовня, а в 1916 году — церковь были возведены в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса — Григориса, причисленного к лику святых. Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании, что в итоге привело его к мученической гибели. Как сообщают раннесредневековые историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царём Вачаганом III Благочестивым. В советский период церковь была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены церкви Св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство нет. Но, несмотря на это, жители села не разрушали древний храм, а наоборот почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры. Длина церкви 17 м, ширина 12 м, высота с куполом около 18 м. На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями. С четырёх сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста. Ведутся восстановительные работы, которые долгие годы возглавлял председатель армянской общины Дербента и Дагестанского регионального отделения Союза армян России Виктор Данилян (1951—2019) при поддержке группы энтузиастов. Возродилась традиция паломничества к церкви, когда армянские семьи Дагестана, юга России и из других мест приезжают поклониться Святому Григорису в предпоследнее воскресенье августа. К августу 2011 года храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник — Мелик-Мамед Агабалаев, консультируясь с духовным наставником армян Дагестана Тер Саргисом (Погосян), написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы (Спасителя, Богородицы, Св. Григория Просветителя и св. Георгия Победоносца). 20 августа 2011 года Главой епархии Юга России Армянской Апостольской церкви, епископом Мовсесом Мовсесяном проведён обряд помазания восстановленного купольного креста и икон. В 2014 году купольный крест был установлен на своё место. В 2016 году, 21 августа в Нюгди торжественно отметили 100-летие церкви святого Григориса, состоялись молебен, обряд крещения новых прихожан и праздничная трапеза, на празднике присутствовали дагестанские армяне, гости из Еревана, Пятигорска, Кисловодска, представители православной, мусульманской и иудейской общин Дагестана, органов республиканской власти. Разное Церковь построена на месте мученической гибели Святого Григориса. Григорис - святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса Св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя. Изображения Камень с памятной надписью Один из местных жителей, Камиль Кудратов, у себя во дворе сохранил камень с памятной надписью. Отец Камиля, умирая, завещал сыну передать, когда придет время, этот камень тем, кто будет реставрировать христианский храм. Церковь реставрирована. Библиография История храма и его восстановления под руководством председателя общины В. Даниляна Дагестан. Часовня Св. Григориса: памятник от истоков христианства В селении Нюгди отметили день Святого Григориса Церковь святого Григориса в с. Нюгди 2016 и награждение В.М. Даниляна (2016)
МРО "Армянская Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Санкт-Петербурга" Местная религиозная организация "Армянская Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Санкт-Петербурга" Дата основания: 14.06.2001 Руководитель при регистрации: Староста - Саргсян Левон Геворкович Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 История МРО Церковь "Сурб Арутюн" окормляет Церковь Сурб Арутюн. Учредители Аветисян Армен Азатович Саргсян Левон Геворкович Гаспарян Григорий Григорьевич Запян Симон Владимирович Калашян Рубен Карленович Лазарян Сильва Сергеевна Лазарян Вячеслав Пашаевич Арамян Грант Карапетович Мартиросян Серж Асатурович Нерсисян Мкртич Григорьевич
Санкт-Петербург
Церковь Сурб Аствацацин (Нахичевань-на-Дону) Церковь успения Божией Матери Церковь Св. Богородицы (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիДата основания: 04.04.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Реликвии 1.2 Судьба храма в советское время 1.3 Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись 1.4 Изображения 1.4.1 Частный дом на месте церкви сегодня 1.5 Разное 2 Библиография История С утверждением армян в Нахичевани в 1780 году и приближением Пасхи паства не имея церковного учреждения, построила временную деревянную церковь. Т.о. Успенская церковь была не только первым из всех нахичеванских храмов, но и первой постройкой города. Эта церковь послужила местом, где освящались камни для закладки всех остальных армянских храмов. По сведениям И. Аргутинского (рукопись "Давтар"), 4 апреля 1781 г. в день святой Пасхи закладывается новый Успенский храм. В храме торжественно освятили четыре краеугольных камня, которые были затем установлены на четырёх углах города. В 1788 году церковь была отстроена из кирпича. 18 мая 1819 - армянский архиепископ получает от Министерства народного просвещения разрешение на строительство нового, уже третьего, каменного здания Успенской церкви, которое было возведено между 23-й и 25-й линиями, на 1-й Успенской (Пролетарской) улице в районе современного дома № 2. Трёх престольный храм изначально имел в плане форму равностороннего греческого креста. В центральной части возвышался барабан с куполом. Церковь отличалась тем, что кроме главного алтаря она имела еще два боковых, из которых один – во имя св. Воскресения, другой - во имя св. Иоакима и Анны. Северный и южный ее фасады, так же как северный и южный входы в храм, были оформлены четырех колонными пилястровыми портиками тосканского ордера. Над центральным (западным) входом располагалась звонница, которая обрушилась в начале 1850-х годов. В 1856 году по проекту архитектора Н. Муратова храм был расширен: была пристроена новая входная часть с двухъярусной звонницей. Внутри ограды церкви находилось небольшой армянский некрополь, где хоронили знаменитых нахичеванцев. В частности, там были похоронены известные благотворители города Иван Маркович Попов и Степан Георгиевич Наталов, пожертвовавшие много средств на благотворительность. При Успенской церкви функционировало также Успенское училище. Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Геворка и неизвестного святого в серебряной коробке. Судьба храма в советское время В 1930-х - Успенскую церковь закрыли и постепенно уничтожили. Вместо Успенского училища построили общеобразовательную школу № 26. После Великой Отечественной войны в расширенном и достроенном здании организовали профтехучилище № 12. Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись Протоиерей Мартирос Поповян Священник Саркис Егияян Священник Габриэль Джавджавян Священнки Карапет Халтрухян Протоиерей Григор Сукиасьянц Священник Аствацатур Телекьян Протоиерей Барсег Поповьян Священник Мкртыч Мхитарьян Протоиерей Оваким Степанович Степаносьян (умер в 1910) Священник Акоп Нахашьян (умер в 1907) Священник Мартирос Нерсесович Юзбашьян (умер в 1908) Протоиерей Минас Хачатурович Хумашьянц (1938) Священник Карапет Егияевич Мошьян (1938) Изображения Фасад церкви (слева) и храм в разрезе (справа). Чёрным цветом выделена пристройка 1856г. Проект колокольни и пристройки к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 Северный фасад к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 План церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 г. Частный дом на месте церкви сегодня Церковь Сурб Аствацацин. 125 юбилей Разное 29 октября 1913 года праздновалось 125-летия основания церкви. На торжествах присутствовал городской голова и др. именитые гости. Была произведена литургия. Из Департамента духовных дел иностранного исповедания по поводу юбилея было сообщено, что государь император Николай II начертать соизволил:"Сердечно всех благодарю". Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону. — Ростов-на-Дону: Издательство «NB», 2006. — С. 105—107. — ISBN 5-98155-014-7 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013